Социология организаций

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - раздел социологии, изучающий закономерности построения, функционирования и развития главным образом трудовых организаций — предприятий и учреждений. Основная проблематика социологии организаций — соотношение личных и безличных факторов организаций, индивидуального и общего в них, руководства и подчинения, различных целей и т.д.

В западной социологии организаций нет единой методологической основы, в ней велико разнообразие подходов и традиций. Так, если в североамериканской социологии организаций преобладает интерес к сугубо прикладным аспектам организационных отношений, социоинженерным методам повышения их производственной эффективности, то для западноевропейской традиции характерен взгляд на организацию как на микрообщество со своими квазиполитическими конфликтами. В целом же эволюция западной социологии организаций прошла несколько этапов, каждый из которых строил свою модель организации. Под именем тейлоризма модель организации трудового процесса известна своим упором на первичную единицу организации — «человек-труд», которая в свою очередь размельчается на элементарные составляющие, причем, работник здесь выступает как пассивный придаток производства. В «организации-машине» (А. Файоль, Л. Урвик и др.) выделяется прежде всего безличный механизм из формализованных связей и норм, где человек выступает лишь в функциональном проявлении. «Бюрократическая модель» (М. Вебер) сходна с предыдущей концепцией предельной рационализацией организационных отношений за счет вытеснения из них личностного начала. «Организация-община» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.) как реакция на неудачи предыдущих моделей в центр внимания ставит психологию общения, коллективную самоорганизацию, неформальные нормы и связи. «Социотехническая модель» (Е. Трист, А. Райе и др.) подчеркивает взаимозависимость различных технологий и форм групповых отношений. «Интеракционистская модель» (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.) трактует организацию как систему длительных взаимодействий между работниками, включающую формальные и неформальные компоненты, интересы индивидов и цели организации. В такой системе рациональность управления лишь частична, а непредвиденные явления играют большую роль. «Естественная организация» (Р. Мертон, А. Этциони и др.) рассматривает функционирование организации как самосовершающийся процесс, сама же она является гомеостатической системой. Цель — лишь как один из результатов функционирования, отклонение от цели есть не ошибка, а закономерность. Таким образом, социология организаций эволюционировала от детерминистских концепций организации к неопределенности, даже размыванию своего объекта.

Отечественная социология организаций рассматривает организационные отношения как проявление более широких обществ, отношений, прямо связывая построение и функционирование организаций со спецификой социального строя, с конкретными проблемами и задачами обществ, развития. Отечественные социологи разрабатывают проблематику социологии организаций с середины 1960-х годов. В центре их внимания — оптимизация соотношения формальной и неформальной структур, совершенствование стиля руководства, повышение управляемости организаций, принятие и осуществление управленческих решений, внедрение новых форм организации труда, участие исполнителей в выработке общих решений, планирование и реализация инновационных процессов и т.д.

А.И. Пригожин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 470-471.

Литература:

Пригожин А.И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Калвертон М. Управленческий консалтинг. М., 1999; Пригожин А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.