Вуду (НиРМ, 2000)

ВУДУ, общее название группы афрохристианских синкретических сект. Другая форма названия - воду. Секты Вуду появились на Гаити в 18 в. в результате сращения верований чёрных рабов (преимущественно родом из Дагомеи) с католицизмом. Особое развитие культ получил со времени прихода к власти в 1957 диктатора Франсуа Дювалье, исповедовавшего Вуду.

Вероучение сочетает элементы традиционных дагомейских верований и католицизма. Библия сектантами практически не используется, хотя и почитается, т.к. большинство вудуистов формально считаются католиками и совершают обряды и Римско-католической церкви, и Вуду. Христианские догматы в Вуду фактически не признаются и объектом поклонения являются дагомейские божества - «лоасы», или «лоа», приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Некоторые из них ассоциируются с католическими святыми.

Наиболее популярными из лоасов являются Дамбалла-уэдо, бог змей и дождя, Агуа-таройо, бог морей, Зину, бог плодородия и полей, Эрзили-Фреда, богиня красоты, Огун, бог войны, и Легба, посредник между лоасами и людьми. Среди божеств рангом ниже особенно выделяются различные «бароны», которых считают отвечающими за колдовские ритуалы. Главным среди них является Барон-Суббота. Вудуисты полагают, что от брака Барона-Субботы и «мадам» Брижит («баронессы») появилось семейство злых божеств Гедэ. Обычно в сектах Вуду одинаково почитается весь пантеон, однако в ряде групп некоторые лоасы, например, Дамбалла-уэдо, выдвигаются на первый план и наделяются дополнительными качествами. Секты Вуду смысл жизни видят в общении с лоасами с целью заручиться их расположением и получить от них ценную информацию. Для этого лоасы требуют жертвоприношений. Вероучение Вуду эзотерично, т.е. для познания его истинных целей необходимо пройти определённые степени посвящения.

Культовая практика Вуду сложна и разнообразна. Вудуисты делятся на жреческое сословие и мирян. Жрецами - унганами, или мамбо, - могут быть как женщины, так и мужчины, называемые соответственно мамалоа и папалоа. Унганам вменяется в обязанность проведение служб и вызывание лоасов, символом власти жрецов служат сделанные из высушенной тыквы погремушки. Помогают им «унси» - служки. Миряпе-вудуисты делятся на неофитов и посвящённых - «канцо». Церемония посвящения в Вуду длится 3 дня, по истечении которых посвящаемому моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. Вудуисты считают, что после выполнения всех этих процедур в посвящаемого вселяется лоас. В некоторых сектах Вуду в ритуале посвящения используется кровь, обычно петушиная.

Культовые церемонии проводятся в специальном святилище - «хунфоре», или «умфро», представляющем собой большую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины расположен алтарь, на котором стоят как собственно вудуистские, так и католические символы. Помимо алтаря в хунфоре есть своего рода «приделы» - специальные комнаты для определённых лоасов. В центре святилища находится столб - «митан», называемый дорогой богов, так как по нему во время службы якобы спускаются лоасы. Во время культовых церемоний унганы проводят «кормление» лоасов для их умилостивления, принося в жертву различных животных. Мясо жертвенных животных частью съедается, а частью закапывается или разбрасывается. Проводится также ритуал установления связи между людьми и богами, во время которого один из лоасов вселяется, по мнению сектантов, в специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Своими движениями этот человек показывает, какой конкретно лоас в него вселился, и унган может задавать ему вопросы или испрашивать дозволение на какое-нибудь дело. Для введения в транс используется музыка специальных ритуальных барабанов. Сектам Вуду свойственна также обширная практика колдовства, особенно чёрной магии. Во время магических сеансов совершаются попытки оживления умерших людей и превращения их в живых мертвецов - зомби.

Вуду (в его сектантских разновидностях) является локальным культом Гаити, где к нему принадлежит около 5 млн. чел. (приблизительно 3/4 всего населения, хотя официально 98% гаитян исповедуют христианство). Его последователи есть и в других странах Карибского бассейна, а также в США (см. Афроамериканское вуду) и в некоторых европейских странах, в т.ч. в России.

В настоящее время насчитывается более 100 различных сект Вуду.

Р. А. Силантьев.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 704-705.

Понятие: