Докетизм (Кузнецов, 2007)

ДОКЕТИЗМ (от греч. δοκέω — кажусь верным, представляюсь) — одно из гностических течений, основой которого является христологический взгляд, отвергнутый христианством. Докеты не признавали Боговоплощения, а Иисуса Христа не считали Богочеловеком, поскольку, по их представлениям, он не был человеком, а лишь казался им, и его телесность была призрачной. (Например, считалось, что Христос был создан действием 30 эонов как избавитель душ от метемпсихоза, возникшего по вине демиурга. Причина зла — в несовершенном мире материи, управляемом демиургом. А Христос, будучи Богом, не мог иметь ничего общего с низшей материей, не мог страдать на кресте и пр.) Ипполит Римский (так называемый Ипполит II, ум. в 258 г., в отличие от Ипполита I — псевдо-Тертуллиана) в своем сочинении «Обличение всех ересей» сближает Д. с учением Симона (конец I - начало II в.) и его последователей (III в.) и Валентина (середина II в.). Феодорит Кирский (ум. в 457 г.) — христианский апологет, введший в обиход термин «Д.» — называет среди докетов Василида (середина II в.), Маркиона (середина II в.) и их последователей.

Для Василида была характерна идея пан-спермии, и отношение Бога к миру он уподоблял отношению семени к дереву и плоду. Взгляды Василида эволюционировали, поэтому разные авторы — Ириней Лионский (ум. в 202 г.) в сочинении «Обличение и опровержение лжеименного знания», Ипполит Римский, Климент Александрийский (Строматы, II, 8) обращали внимание на различные стороны его учения антиохийского и александрийского периодов. М.Э. Поснов реконструировал ранние взгляды Василида в своей работе «Гностицизм II века и победа христианства над ним».

Тертуллиан (ум. между 220 и 240 гг.) и до, и после своего обращения в монтанизм в 208 г. жестко критиковал Д. и оставил целый ряд догматико-полемических сочинений, затрагивающих эту тему: «Против валентиниан», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «Против Маркиона». В одном из них он пересказывает суть Д. Маркиона: «Чтобы отвергнуть плоть Христа, Маркион отрицал Его рождение; или, чтобы отвергнуть рождение, отверг и плоть... Впрочем, тот, кто утверждал, что плоть Христа мнима, равно мог выдать и рождение Его за нечто призрачное — а тем самым и зачатие... и роды Девы, и все события Его детства приравнялись бы к мнимости (...)» (О плоти Христа, 1).

Как отмечает Э.Л. Радлов, Баумгартен-Крузиус предлагал различать семь видов Д.: учение о том, что тела небесных существ являлись лишь внешней для них формой (Иосиф, Филон); учение Василида о незадействовании в деле искупления человеческого элемента Христа и учение Маркиона о спиритуальном явлении Христа в мире; учение Симона об иллюзорности телесной природы Христа; учение валентиниан о сверхъестественности Христа, имеющего в мире лишь чувственный образ; учение последователей Василида о трансформации естества Христа после его смерти; учение Керинфа о двух случайно соединенных естествах Христа, которые не должны были соединяться; учение Аполлинария и Евтихия, по которому божественная природа Христа целиком поглощает человеческую.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 145-146.

Понятие: