Бегуны (НиРМ, 2000)

БЕГУНЫ, один из толков беспоповского направления старообрядчества, альтернативные названия - странники, пустынники, сопелковцы. Толк возник в 1772 на юге Ярославской губернии, в Пошехонье. Основатель - бывший солдат Евфимий, уроженец Переславля-Залесского. Духовный центр - село Сопелки в 16 км от Ярославля. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с «антихристовой властью», выражавшееся, по их мнению, в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах. В отличие от большинства беспоповцев, Антихрист понимается Бегунами не как духовное явление, а как конкретная физическая личность, а именно царь Пётр I, поэтому царскую власть они считают «апокалипсическим зверем». Для вероучения Бегунов характерна проповедь полного социального нигилизма. Они призывают порвать все связи с обществом, не иметь дома, постоянно странствовать и скрываться. Со временем у Бегунов появились так называемые «жиловые», которым вменяется в обязанность давать пристанище странствующим. Сами же они обычно выполняют обет странствия лишь формально: перед приближением смерти «жилового» выносят в сад или тайник. Бегуны никогда не хоронят своих покойников на кладбище, а устраивают захоронения в укромных местах, никак не отмечая могилы.

Бегуны не признают крещения, совершённого в любом другом вероисповедании, поэтому переходящие к ним должны обязательно перекрещиваться. У Бегунов каждый крестит себя сам, чтобы быть совершенно уверенным в том, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом. К браку Бегуны относятся по-разному: одни из них придерживаются безбрачия, другие же вступают в брак, при заключении которого дают обет верности.

Численность Бегунов всегда была небольшой, однако из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории страны. Бегуны встречаются в Томской области, а также в Ярославской, Саратовской, Пермской и Кемеровской областях России. За её пределами они обитают в Тургайской области Казахстана и Могилёвской области Белоруссии, но везде - малочисленны.

Внутри бегунского толка обособились отдельные группы, например безденежники (антипово согласие), которые отказались от денег, считая, что на них стоит печать Антихриста; статейники (иерархиты), создавшие свою собственную иерархию во главе с основателем этой группы, именовавшимся «патриархом»; противостатейники, брачные странники и др.

О.Е. Казьмина.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 691-692.

Понятие: