Сверхобщество

СВЕРХОБЩЕСТВО - одно из основных понятий социологической теории, разработанной Зиновьевым (см. его книги: На пути к сверхобществу. М., 2000; Фактор понимания. М., 2006). Развитие человечества он рассматривает как эволюционный процесс, который проходит три стадии: предобщество, общество и сверхобщество. Каждая последующая стадия отличается более высокой степенью сложности. Критерием последней выступают такие характеристики, как пространственно-временная устойчивость, многообразие внутренних и внешних связей, а также выполняемых функций социальных организаций конкретного типа. Сверхобщество, возникающее как диалектическое отрицание общества, состоит из двух частей; базисной, образуемой свойствами общества, вошедшими в сверхобщество в снятом виде, и надстроечной, образуемой свойствами, которые возникли в ходе эволюции и делают Сверхобщество качественно новой социальной организацией по сравнению с обществом. Не все общества с необходимостью перерастают в сверхобщество. Вместе с тем некоторые из них, эволюционируя, достигают такой степени сложности, когда логика и методология научного познания требуют рассматривать их как социальную организацию, качественно отличную от общества. В процессе исторического развития человечества имеют место два типа социальной организации, представляющих собой реальное движение человечества к сверхобществу. Это коммунистическая система, построенная в Советском Союзе, и западнизм - социальная система, выросшая после Второй мировой войны в странах Запада из капитализма и представляющая собой современный этап его развития. Главную отличительную черту коммунистического сверхобщества. Зиновьев видит в возникновении в нем сверхгосударства, которое, охватывая своим контролем практически все стороны жизни социума, играет ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности коммунистического сверхобщества как органического целого. Зиновьев полагает, что коммунистическая альтернатива социальной эволюции не реализовалась не в силу внутренней несостоятельности коммунистического сверхобщества, а в силу того, что эта система была искусственно разрушена в самом начале его исторического бытия. Одной из важнейших черт западнистского сверхобщества он считает образование механизма сверхвласти в сфере экономики. Это совершенно новый общественный институт, который уже не есть ни государство, ни экономика, а качественно новое явление, вбирающее в себя и то, и другое. Его основу составляет денежный тоталитаризм, когда деньги являются не только инструментом обслуживания экономики, но и устоем государственно-политической системы. Тем самым в лоне западнистского сверхобщества формируется особая машина управления, не имеющая ничего общего с демократией. Напротив, полагает Зиновьев, она обещает со временем трансформироваться в самую тоталитарную власть в истории человечества. Этому способствует возникновение в рамках западнистского сверхобщества множества новых наднациональных структур, концентрирующих все более широкие и сильные полномочия. Это значит, что с исчезновением реального коммунизма в мире идет становление не просто западнистского сверхобщества, а глобального сверхобщества западнистского типа. Глобализация оборачивается экспансией западнизма во всемирном масштабе.

Ю. Н. Солодухин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 548-549.

Литература:

Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М., 2000.