Германисты и романисты

ГЕРМАНИСТЫ И РОМАНИСТЫ - течения в буржуазной медиевистике, по-разному решающие вопрос о роли германского и римского начал в формировании социально-политического строя средневековой Европы: если романисты выводят феодальные учреждения средневековья из порядков поздней Римской империи, то германисты видят в них развитие исключительно (или преимущественно) германских начал; и те и другие односторонне подчеркивают, таким образом, лишь одну из сторон единого процесса, представляющего собой синтез социальных элементов древнегерманского общинного и римского рабовладельческого обществ, находившихся на стадии разложения. При этом германисты и романисты подходят к вопросу в основном с юридических позиций.

Во французской историографии германо-романская проблема возникла в 20-х годах 18 века в непосредственной связи с идеологической борьбой, предшествовавшей буржуазных революции. Для идеолога дворянства германиста А. Буленвилье завоевание Галлии франками (германцами), которых он рассматривал как предков дворян, служило историческим обоснованием привилегий дворянства; идеолог буржуазии романист аббат Дюбо отрицал факт завоевания, что должно было служить аргументом против исторической обоснованности дворянских прав; в противовес франкам Дюбо подчеркивал значение галло-римлян - коренного населения Галлии, которых он считал предками третьего сословия. С германистических позиций выступали в отдельных случаях и идеологи антифеодального лагеря - Монтескье и особенно Мабли, видевший в общественном строе древних германцев источник народовластия. В наполеоновское время и в годы реставрации предпринимались попытки при помощи германистической теории обосновать исторические права дворянства на управление Францией (Монлозье). Против Монлозье выступили О. Тьерри и Ф. Гизо, романистическая теория которых (связанная с их теорией классовой борьбы) служила исторической мотивировкой прав французской буржуазии на государственную власть. Вся история Франции рассматривалась ими как история борьбы и победы третьего сословия - потомков порабощенных галло-римлян над дворянством - потомками франкских завоевателей.

В немецкой исторической науке в конце 18 - начале 19 веков. Германисты и романисты одинаково стояли на реакционно-консервативных позициях: романист Ф. К. Савиньи отрицал разрыв между древним миром и средними веками, германисты Ю. Мёзер, К. Ф. Эйхгорн толковали германские начала в консервативном духе: явления, исконно присущие германцам, они видели в вотчине, в господстве частной собственности. С 50-х годов 19 века германистические идеи в немецкая историографии развиваются на новой, научно прогрессивной основе - в тесной связи с общинной (марковой) теорией Г. Маурера (и его последователей), показавшего, что общественный строй древних германцев базировался на общинном устройстве и коллективных формах собственности, и связавшего возникновение средневековых институтов (в частности, вотчины, средневековых городов) с разложением германского маркового строя. В связи с франко-прусской войной 1870-1871 годов германизм в немецкой науке, и ранее содержавший значительные элементы национализма, принял откровенно шовинистический характер. В английской историографии германистическую концепцию развивали Дж. М. Кембл (1807-1857), Э. Фримен (1823-1892), утверждавшие, что все английские институты - парламент, местное самоуправление и т. д. обязаны своим происхождением англо-саксам, а также У. Стебс, Г. С. Мэн, доказывавшие, что англо-саксы принесли с собой в Англию свободную сельскую общину.

Во Франции романизм под влиянием франко-прусской войны и Парижской Коммуны резко меняет свою направленность: из идейной защиты буржуазной революции он превращается в средство борьбы с революцией пролетариата. Н. Д. Фюстель де Куланж, отрицая факт завоевания Римской империи, подчеркивая, что феодальные институты - это простое эволюционное развитие позднеримских институтов, отрицая наличие общины и коллективных форм собственности в истории, пытался обосновать историческую неправомерность революции и социализма. Французский романизм приобрел и внешнеполитический аспект - он стал орудием французского шовинизма, что нашло отражение в полемике Фюстеля с Т. Моммзеном, а также с Г. Вайцем. Единомышленником Фюстеля в Англии был Ф. Сибом. Русская буржуазная историография (M. M. Ковалевский, П. Г. Виноградов, И. В. Лучицкий и др.) была свободна от шовинистических увлечений германистом и романистом. В частности, концепция Фюстеля де Куланжа встретила в России единодушный отпор.

В эпоху империализма обе теории нашли общую почву для борьбы с марксистско-ленинской исторической наукой. Об этом свидетельствует реакционная концепция А. Допша, сближавшая уровни общественного развития германцев и римлян, пытавшаяся доказать отсутствие общины и наличие крупного землевладения у германцев. Разногласия между германистами и романистами теряют существенное политическое значение.

M. А. Алпатов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература:

Алпатов М. A., Политич. идеи франц. бурж. историографии XIX в., М.-Л., 1949; Вайнштейн О. Л., Историография ср. веков, М.-Л., 1940; Данилов А. И., Проблемы агр. истории раннего средневековья в нем. историографии кон. XIX - нач. XX в., (М., 1958); Gierke O., Die historische Rechtsschule und die Germanisten, В., 1903.