Демаркации проблема (СЗФ.ЭС, 2009)
ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА - проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и метафизики. Эта достаточно традиционная, по крайней мере со времен И. Канта, проблема в 20 в. стала одной из центральных в эпистемологии и философии науки. Следует отметить, что критерий д. не тождествен критерию истинности знания: знание может быть ложным, но принадлежать при этом к области науки. Критерий должен лишь определять, принадлежит или нет определенное знание к сфере эмпирической науки. В Неопозитивизме проблема демаркации решалась на основе принципа верификации, в соответствии с принятым логическими позитивистами верификационистским критерием значения. Поскольку с этой точки зрения понятия и суждения псевдонауки или спекулятивной метафизики не допускают эмпирической верификации, они не являются осмысленными и лишены познавательного значения. В ходе критики логического позитивизма и его внутренней эволюции было признано, что принцип верифицируемости предъявляет слишком жесткие требования к научному знанию. К. Поппером была предложена существенно иная стратегия решения проблемы демаркации на основе принципа фальсифицируемости (Фальсификация). Знание, претендующее на статус научного, согласно критерию фальсифицируемости, должно допускать принципиальную возможность опровержения с помощью эмпирических данных. К. Поппер не считает лишенными значения и бессмысленными суждения метафизики. Вместе с тем теории, устроенные так, что их невозможно опровергнуть (для К. Поппера таковыми являются, напр., марксизм и Психоанализ), должны оцениваться как псевдонаучные.
В философии и Социологии науки последних десятилетий к этим общим критериям д. нередко добавляют более конкретные признаки, по которым те или иные концепции и учения квалифицируются как псевдонаучные. К таким признакам относятся: универсальность концепций («о мире в целом»); отсутствие объяснений через законы и замена их нарративом или «объяснением через сценарий»; некритическое отношение к свидетельствам, их заимствование из библейских, мифологических и т.п. источников; стремление опровергнуть основные принципы совр. картины мира; «девиантное» положение авторов «учений» по отношению к научному сообществу, неприятие ими конструктивной критики, обращение к средствам массовой информации для распространения своих идей и т.п.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 134.