Социология молодежи

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - отрасль социологической науки, предметом которой является изучение молодежи как социально-демографической группы, ее роли в общественном воспроизводстве, положения в социальной структуре и взаимодействия с другими общественными группами, особенностей ее сознания и социального поведения. Молодежные проблемы, являющиеся предметом социологии молодежи, подразделяются на две большие группы. К первой относится изучение специфически молодежных социальных проблем: определение сущности молодежи как общественной группы, особенностей ее социального положения (статуса), места и роли в общественном воспроизводстве; установление критериев ее возрастных границ; изучение особенностей сознания (потребностей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ соц. аспектов деятельности неформальных молодежных объединений и движений. Другую важную область научного анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурах власти, специфика ее социальных противоречий и конфликтов и т.д.).

На разных этапах становления социологии молодежи широко использовались как общесоциологические теории, трансформированные с учетом специфики объекта исследования, так и частные концепции (см. Молодежь). Их многообразие можно свести к следующим направлениям: 1) психоаналитическое, основанное на выводимой из психоанализа концепции жизненного пути личности. Определение молодежи с позиций данной научной ориентации базируется на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, на выводах 3. Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдистского направления (Р. Бенедикт, Э. Эриксон и др.). Преодолев известный биологизм Фрейда, отечественные социологи сумели осмыслить процесс развития личности молодого чел. в непосредственном его взаимодействии с социумом (В.М. Боряз, И.С. Кон). Это послужило толчком к системному исследованию процесса социализации молодежи, возрастной периодизации ее жизненного пути, социальных и социально-психологических проблем труда, образования, досуга различных категорий (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, А.И. Ковалева); 2) структурно-функциональное направление, объединяющее концепции, связанные со структурным анализом молодежи как социально-демографической группы. Молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами, что означает для них приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенной социальной роли (Ш. Айзенштадт). Разработка концепций межпоколенного взаимодействия, внутри- и межгенерационной мобильности способствовала системному исследованию процесса интеграции молодежи в социальную структуру. Предметом анализа стали тенденции социальной мобильности молодежи, формирования молодых пополнений рабочего класса, крестьянства и интеллигенции (М.Н. Руткевич, В.И. Староверов, Ф.Р. Филиппов); 3) культурологическое направление, рассматривающее социальные явления, в том числе и специфически молодежные, под углом зрения феноменологии человеческой культуры (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман). Субъективные проявления поведения реально действующих молодых людей фиксируются и концептуализируются как последствия объективных процессов, отражающихся в определенных типах культуры. Соответствующие сущностные определения молодежи интерпретируются в качестве форм субкультуры (В.Ф. Левичева, А.И. Шендрик). Установление социально-субъектных характеристик молодежи лежит в основе тезаурологического подхода (В.А. Луков), в соответствии с которым важнейшими составляющими, определяющими молодежь, являются распространенные в этой группой тезаурусы, представляющие собой ценностно-нормативные и мотивационно-ориентационные комплексы. Это позволяет глубже исследовать символический и предметный мир молодых людей (одежда, сленг, символика, музыка); 4) рискологическое направление. Этот подход послужил основой концептуализации молодежи как периода неопределенности. Центральным пунктом ее социологического изучения становится риск. В основе этого подхода лежит отношение к молодежи как к жертве общества и одновременной угрозы ему (К. Роберте, Э. Ферлонг), рассмотрение молодежи как андеркласса (Р. Макдональд, Г. Уильямсон). Это способствовало углубленному изучению социального исключения молодежи (Дж. Байнер, Б. Коле). В отечественной социологии молодежи с позиций рискологического подхода разработана концепция молодежи в обществе риска (Ю.А. Зубок); 5) социальное развитие молодежи. В основе данного направления лежит концепция молодежи, в соответствии с которой ее социальную сущность как социально-демографической группы определенный особой ролью и местом в воспроизводстве и обновлении общества (В.И. Чупров). В процессе смены поколений молодежь реализует свои важнейшие социальные функции: воспроизводственную, трансляционную, инновационную. Тем самым осуществляется ее социальное развитие, являющееся одним из условий расширенного воспроизводства социальной структуры общества.

В. И. Чупров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 462-463.

Литература:

Боряз В.М. Молодежь: Методол. проблемы иссл-я. Л., 1979; Молодежь России: соц. развитие. М., 1992; Соц-я молодежи: Учеб. СПб., 1996; Ковалева А.И., Луков В.А. Соц-я молодежи: теор. вопр. М„ 1999; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в об-ве риска. М., 2002; Зубок Ю.А. Проблема риска в соц-и молодежи. М., 2003.

Понятие: