Забывание (Кондаков, 2007)

ЗАБЫВАНИЕ — мнемический процесс, проявляющийся в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено ранее. Основан на прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. Так, если речь идет о механическом заучивании, то по истечении одного часа требуется более половины первоначальной работы. При этом процесс забывания происходит с меньшей скоростью при большей работе, затраченной на заучивание. Лучше всего сохраняется осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Первые систематические экспериментальные исследования процесса забывания были проведены Г. Эббингаузом: он построил кривую забывания, показывающую, что оно имеет нелинейный характер; сформулировал ряд законов, в частности «фактор края», в соответствии с которым менее всего забываются первые и последние элементы запоминаемого ряда; обнаружил, что осмысленный материал забывается труднее, чем бессмысленный. В соответствии с теорией Б. Андервуда забывание обусловлено стиранием следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. В рамках теории Р. Аткинсона забывание определяется неадекватными стратегиями обращения к долговременной памяти, в которой информация может храниться неограниченно долго.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 196.

Литература:

Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1911-1912. Т. 1. Вып. 1-2; Аткинсон Р. Ч. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. М., 1980.

Понятие: