Пан (Б.Редис, 1993)

ПАН. Аркадский бог, сын Гермеса, покровитель пастухов. Пан упоминается уже в гомерических гимнах и у Пиндара. Изображали Пана, как правило, в виде человека с рогами, ушами и ногами козла. Пан считался похотливым богом, которого оба пола привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая знаменитая из его любовных историй — с нимфой Сирингой, которая, чтобы уклониться от близости с Паном, превратилась в тростник — тогда Пан сделал из тростника свирель — сирингу, на которой до сих пор играют пастухи. Пан также сватался к Селене и подарил ей замечательное овечье руно. Иногда Пан гневался и становился опасен, особенно если его тревожили во время полуденного зноя, и тогда он обращал в бегство стада, насылал кошмары и вызывал у людей необъяснимый «панический» ужас. Пан помогал афинянам в войне с персами и, согласно Геродоту, его видел на горном перевале бегун Фидиппид, спешивший попросить помощи у Спарты перед Марафонской битвой. После своей победы афиняне посвятили Пану пещеру на северном склоне Акрополя, сохранившуюся до наших дней.

Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии — именно в этой роли Пан выступает в «Гимне Пану» Шелли и в «Эндимионе» Китса. Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и христианских писателей. Плутарх передает рассказ о том, что некие путешественники слышали на острове Паксос голос, обращающийся к сирийскому богу Таммузу и возвещающий о том, что «Великий Пан умер». Согласно Плутарху, это происходило во время царствования Тиберия и христиане делали вывод, что слышанный путешественниками голос вещал о конце языческой эпохи и начале новой — христианской. Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке — путешественники просто не расслышали слово «панмегас» («всемогущий») — эпитет, относящийся к богу Таммузу. Некоторые философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном «фурор» с мистическим состоянием, позволяющим постигать божественные истины, а Рабле отождествляет Пана с «Благим Пастухом», который есть «все, что есть» («все» по-гречески «Пан») — таким образом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится символом воплощения божественного Слова, «божеством всего». Художники Возрождения часто изображали Пана вместе с Венерой и Купидоном — возможно, потому что читали «любовь побеждает все» как «любовь побеждает Пана». Наиболее известные картины, посвященные Пану, принадлежат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.185-186.

Понятие: