Ислам (Фролов, 1991)

ИСЛАМ, или мусульманство (араб. ислам — покорность),— одна из так называемых мировых религий, распространенная главным образом в странах Ближнего и Среднего Востока, в Северной Африке, Юго-Восточной Азии; в СССР — среди верующих среднеазиатских республик, Северного Кавказа, Закавказья, Татарской и Башкирской АССР. Ислам возник в Западной Аравии в 7 веке, в период перехода арабских народов от первобытно-общинного строя к классовому обществу, их объединения в феодально-теократическое государство Арабский халифат. Ислам явился идеологическим отражением этих процессов. Вероучение ислама, изложенное в «священной» книге мусульман Коране, сложилось из элементов первобытных религий, а также иудаизма, христианства, зороастризма. В его основе лежит вера в единого бога (аллаха), творца небес и земли, по воле которого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Учение о божественном предопределении, проповедуемый в исламе фатализм Маркс назвал «стержнем мусульманства». Внушая своим последователям идею бессилия человека перед аллахом, ислам призывает их к смирению и покорности не только всевышнему, но и его посланникам на земле. Предписываемая верующим система религиозных обязанностей имеет целью связать с исламом, всю их жизнь, помыслы и поведение. Наградой за неуклонное выполнение религиозных предписаний служит обещание райского блаженства после смерти. В то же время непокорные запугиваются грядущими мучениями в аду. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), совершать паломничество к мусульманским святыням. Два основных направления в исламе, суннизм и шиизм, отличаются главным образом различным толкованием ряда мусульманских догматов, что нередко приводило к острым конфликтам между ними, использовалось заинтересованными кругами для разжигания национальной розни. Ислам всегда играл важную роль в жизни тех стран Востока, где он получил распространение. Эта роль возросла в современную эпоху подъема национально-освободительной борьбы трудящихся, в процессе которой мусульманские лидеры стремятся использовать ислам в качестве идеологии освободительных движений. Выдвигается, в частности, теория «исламского социализма», которая пытается разработать «особый путь» к социализму на основе соединения его с мусульманской религией. В то же время реакционные идеологи ислама проповедуют враждебное отношение к коммунизму, заявляют о неприемлемости социалистического строя для мусульман. Эта противоречивость обусловлена классовой разнородностью, а следовательно, и различными классовыми интересами приверженцев ислама, опирающихся на одну и ту же систему догматов. Именно поэтому при уяснении роли ислама важен конкретный анализ взглядов широких слоев мусульман, а также их лидеров, по-разному интерпретирующих религиозное вероучение в соответствии со своими классовыми позициями. В СССР ислам — второе по численности приверженцев вероисповедание. Советские мусульмане принимают активное участие в прогрессивных общественных преобразованиях.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 169.

Понятие: