Мифологическая школа

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление в неортодоксальной историографии раннего христианства, отрицающее историчность Иисуса Христа и считающее его мифическим образом, сложившимся в первые века н. э. под влиянием более ранних религий — иудаизма, митраизма, буддизма, египетской, греческой и других мифологий, вплоть до тотемистических верований и астральных представлений доисторической древности. Мифологическая школа восходит к 18 веку, когда французские просветители Ш. Дюпюи и К. Вольней высказали мысль, что образ Христа — это аллегория Солнца. В 19 веке идеи Мифологической школы на более обширном культурно-историческом материале развивает Б. Бауэр, видевший в противоречащих друг другу евангелиях фикцию, сознательный вымысел отдельных авторов, отвечавший соответствующим идейно-религиозным потребностям людей эпохи первоначального христианства. В начале 20 века Мифологическая школа представлена такими именами, как Дж. Робертсон, Т. Уайттекер, А Немоевский, Э. Мутье-Руссе, П. Кушу, У. Б. Смит, А. Древе. Мифологическая школа внесла большой вклад в исследование религиозных и философских источников христианства, в выделение в нем мифологических элементов, в подрыв теологическо-ортодоксального отношения к евангелиям, якобы сообщающим реальные факты. В целом образ Христа в Мифологической школе представлен как развивающийся от раннего представления о нем как о боге к последующему наделению его человеческими чертами, как эволюция от бога к человеку. В современной исторической литературе идеи Мифологической школы, полностью отказывающие Христу в реальности («Христа никогда не было»), преобладали в 20—50-е годы и считались единственно соответствующими научному атеизму. Между тем, едва ли можно сомневаться в том, что для марксистского религиоведения вопрос об историчности или мифичности Христа не имеет принципиального значения. Мифологической школе во внетеологической литературе противостоит историческая школа.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 162-163.