Догмат (Кузнецов)

ДОГМАТ — тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу той или иной религиозной системы. В античном понимании Д. — «доктрина, которая будучи общеизвестной, имеет значение неоспоримой истины» (Цицерон). Платон называет Д. правила и нормы, относящиеся к понятиям Справедливого и Прекрасного. Септуагинта допускает толкование Д. как царского указа, подлежащего незамедлительному исполнению. Такое же значение предлагает Новый Завет (Лук. 2,1), добавляя к его значению определения Церкви, которые должны быть авторитетны для каждого его члена (Деян. 16,4).

Позже в эпоху тринитарных и христологических споров формируется понятие христианского Д., который, с одной стороны, есть истина, данная Абсолютом через откровение, а с другой — истина вероучения. Христианский мыслитель VI в. Григорий Нисский разделяет содержание собственного учения на «нравственную часть и на точные догматы». С течением времени в христианском богословии словом «Д.» стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских соборах и получили соборные определения или формулировки. Самый известный христианский Д. — Д. о Троице: согласно мнению Афанасия Александрийского, христианская вера — это вера в «неизменяемую, совершенную и блаженную Троицу». На нем основываются другие важнейшие Д. — о сотворении мира и человека, о спасении человека, о таинствах Церкви.

При этом в восточном христианстве догматическое богословие и мистика не противополагаются друг другу: если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то догмат есть общее выражение того, что в акте веры может быть опытно познано каждым.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 144.

Понятие: