Dasein

DASEIN (нем.) - термин входит в немецкий философский язык в 18 века как перевод латинского термина «existentia», первоначально являвшегося синонимом присутствия (Anwesenheit). Начиная с И. Канта Dasein является привычным эквивалентом термина «existentia». В немецком языке используется «онемеченное» латинское слово «Existenz» (хотя и реже, чем Dasein). С 19 века Dasein начинает использоваться для обозначения человеческой жизни, в т. ч. и в теориях эволюции: «struggle for life» Ч. Дарвина переводится на немецкий как «борьба за существование» - «Kampfums Dasein». Популярности термина в нем. философии способствуют труды В. Дильтея и С. Кьеркегора. У М. Хайдеггера термин «Dasein» появляется тогда, когда он, избрав «фактическую жизнь» в качестве универсальной предметной почвы феноменологии (по его мнению, более универсальной, чем «сознание» Э. Гуссерля), в 1923 подвергает ее онтологической интерпретации: «жизнь транзитивна: Dasein = в и через жизнь быть». В «Бытии и времени» (1927) Dasein - терминологическое обозначение для сущего, которое есть «всякий раз я»; это сущее характеризуется приоритетным отношением к собственному бытию и в силу этой особенности может стать началом онтологического анализа («фундаментальной онтологии»), В сходном смысле термин «Dasein» используется К. Ясперсом.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 132.

Понятие: