Абсолютизм (РИЭ, 2015)

АБСОЛЮТИЗМ — термин, широко использовавшийся историками XIX- XX веков для обозначения государственного строя, где монарх являлся единственным носителем верховной власти. В настоящее время сфера применения данного понятия в мировой историографии постепенно сокращается, так как многие исследователи считают его недостаточно точным. Термин абсолютизм для обозначения государственного и, отчасти, социального строя, существовавшего в Западной Европе в XVI-XVIII века, получил распространение во второй половине XIX в. Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, оно восходит к римскому праву, к формулировке юриста II века Ульгшана — «государь не связан законами». Понятие употреблялось в Средние века и широко распространилось в XVI веке, став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теории абсолютной монархии в XVI-XVII века было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю модель политии: общество воспринималось синкретически, социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни его организации не вполне различались. Понятие государства возникло в XV-XVI веках в связи с освобождением политики от религии и морали (особую роль сыграл трактат Николло Макиавелли «О государе», 1509). В XVI веке для обозначения государства обычно использовался термин «республика», понимавшийся в античном смысле (как «общая вещь») и часто употреблявшийся в буквальном переводе на новые языки, что отражало роль идеи общего блага в формированиии понятия государства. Только к концу XVI века слово «государство» начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти. В XVIII веке из семантического комплекса политии выделилось и понятие общества. Важнейшим этапом развития абсолютистской мысли, было создание французским юристом Жаном Боденом теории нераздельности суверенитета, т. е. высшей государственной власти, которая в монархии целиком принадлежит монарху. Тем не менее приверженцы абсолютизма предполагали, что абсолютная монархия совместно с правами и свободами подданных не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху Реформации XVI-XVII веков политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии противники абсолютизма считали основой общественного договора, нарушение которого королем дает подданным право на восстание. Трагический опыт гражданских войн породил мысль о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда — идея абсолютного индивида как основы общества. Решающий вклад в ее разработку внес английский философ Томас Гоббс. По Гоббсу, абсолютный индивид пребывает в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизма, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы абсолютизма. В конце XVII в. английский философ Джон Локк использовал идеи Гоббса для обоснования конституционного строя. Абсолютным монархиям пришли на смену сословно-представительные. В XIII-XIV века в Европе сложилась система органов сословного представительства, позволившая королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало ее собственных сил. Принципом сословной монархии была формула «что касается всех, должно быть одобрено всеми». Резкое усиление королевской власти начинается на грани XV--XVI веков, прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Испании абсолютизм зародился при «католических королях» Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской и при Карле 7, во Франции — при королях Людовике XI и Франциске I, в Англии — при Генрихе VIII и Елизавете I. Классического развития абсолютная монархия достигла в Испании при Филиппе II и, в особенности, во Франции в период правления кардинала Ришелье (1624-1642) и самостоятельного правления Людовика XIV (1661 -1715). В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в XIX в., тенденция к усилению государственной власти реализовалась прежде всего в отдельных княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии и в Восточной Европе. Развитие абсолютизма состояло в формировании госаппарата, росте налогов и становлении постоянной наемной армии и в параллельном упадке средневековых сословий.

В советской историографии возникновение А. объяснялось классовой борьбой, будь то крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Уместнее видеть в абсолютизме результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, а рост городской экономики — в перераспределении доходов от нее в пользу знати. И то и другое требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило церковь под контроль монархии. Абсолютизм рождался из распада средневековых сословий. Историки и романисты XIX века вслед за дворянскими публицистами XVI- XVII веков говорили об антидворянском характере А., утверждавшегося за счет упадка знати.

Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе абсолютизма восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью абсолютизм добивался усиления контроля за массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Уже со времени Английской революции XVII века наметился упадок абсолютизма, который стал очевиден повсеместно в XVIII веке. Революции и конституционные реформы конца XVIII-XIX веков привели к смене абсолютизма конституционными монархиями и республиками.

H. E. Копосов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 42-44.

Литература:

Копосов Н. Е. Высшая бюрок-ратия во Франции 17 века. Л., 1991; Малое В. Н. Парламентская Фронда: Франция 1643-1653. М., 2009; Abso-lutism in Seventeenth Century Europe / Ed. J. Miller. N. Y., 1990; Aguilar Pinal F. La Espana del absolutismo ilustrado. Madrid, 2005; Bonney R. L'absolutisme. P., 1989; Braddick M. State formation in Early Modern England, c. 1500-1700. Cambridge, 2000; Burgess G. Absolute Monarchy and the Stuart Constitution. New Haven, 1996; Castellano J. L. Las Cortes de Castilla у su Diputacio'n, 1621-1789: entre el pactismo у el absolutismo. Madrid, 1990; Cosanday F., Des с i топ R. L'absolutisme en France. Histoire et historiographie. P., 2002; Mandrou R. L'Europe «absolutiste». Raison et raison d'Etat, 1649-1775. P., 1977; Miller J. Absolutism in Seventeenth- Century Europe. L., 1990; Idem. An English absolutism?: the later Stuart monarchy 1660-88. L., 1993; Parker D. Absolutism // Encyclopedia of European Social History. Vol. 9. State and Society. N. Y., 2001; Perez Samper M. Las monarquias del absolutismo ilustrado. Madrid, 1993; Richet D. L'esprit des institutions: la France moderne. P., 1980; Sanchez-Bianco F. El absolutismo у las luces en el reinado de Carlos III. Madrid, 2002; Schaub J.-F. La France espagnole: les racines hispaniques de l'absolutisme franfais. P., 2003; Wilson P. H. Absolutism in central Europe. L.; N. Y., 2000.

Понятие: