Иррационализм (Фролов, 1991)
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis — неразумный). 1. Философские учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле. Иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии, однако в более узком смысле термин «иррационализм» относится к тем течениям философии, которые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Широкое распространение иррационализм, как правило, получает в переломные эпохи развития общества и выдвигается обычно не в форме логически стройных систем, а в виде разрозненных идей, настроений, сформулированных в афоризмах. Так, оживление иррационализма наступило в конце 19 — начале 20 веков, когда сформировался ряд иррационалистических учений, и прежде всего философия жизни (Дильтей, Бергсон и др.). Позднее, в 30-е годы 20 века, выдвигается другая разновидность иррационализма — экзистенциализм (Хайдеггер и др.). Иррационалистические мотивы четко проявились и во фрейдизме. В той или иной форме иррационализм широко распространен в современной западной философии, в т. ч. религиозной, в социологии и психологии. Нередко открытый иррационализм, неоправданно отождествляющий иррациональное с иррационализмом, смыкается с мистикой и оккультизмом (Н. Гюрджиев, Р. Штейнер и др.). 2. В этике — методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для многих западных теорий морали; в настоящее время объединяет ряд школ (экзистенциализм, неопротестантизм, «гуманистическая» этика, самореализации этика и др.) в особое направление, существующее наряду с этическим формализмом и натурализмом. Для иррационализма характерно утверждение, что всякая моральная ситуация и положение каждого индивида своеобразны. На основе этого делается вывод, что невозможно сформулировать общие принципы морали, тем более обосновать их с помощью рационального мышления и науки, которые с точки зрения иррационализма неприменимы к области морали, так как улавливают в многообразном лишь абстрактно-общее. Практикуемая в обществе мораль, имеющая целесообразный характер, служащая каким-либо практическим нуждам, объявляется иррационалистами «неподлинной». «Подлинная» же нравственность, как и бытие человека в целом, с их точки зрения, не поддается никаким определениям и обобщениям, находится вне законов природы и общества; в ней человек утверждает себя как абсолютно свободное существо в противовес царству объективной зависимости. Эта мораль объявляется «творческой», основанной на личном замысле (или на личном истолковании неопределимой воли бога), и считается делом исключительно индивидуальной ответственности каждого. Таким образом, иррационализм приходит к крайне релятивистскому и волюнтаристскому пониманию морали, к отрицанию какого-либо объективного значения выбора человеком нравственной позиции.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 167-168.