Индуизм в форме вишнуизма (в государстве Тямпа)
Вишнуитская религия пришла в Тямпу из страны кхмеров, где изображения увенчанного Вишну, характерные для Юго-Восточной Азии, встречаются в V-VII веках. Роль торгово-ремесленных связей в распространении культов, пришедших из Индии, доказана, тем более что известна и чрезвычайная активность австронезийских моряков. В Тямпе большинство упоминаний вишнуитского культа относится к середине VII века и связано с царем Пракашадхармой-Викрантаварманом. Он был союзником кхмерской семьи своего отца Бхавапуры, изгнан из Кхмерской империи, женат на дочери кхмерского царя Ишаванармана; именно он и оставил в Тямпе следы культа Вишну. Ведь хотя все тямские цари почитали бога Шиву – покровителя Тямпы – и поклонялись ему, но каждый мог помимо официального культа покровительствовать и своим личным богам. Неширокое и недолговечное распространение вишнуизма в VII веке заслуживает внимания, поскольку входит в большой круг циркуляции идей в древности. Вишнуизм, по всей вероятности, был заимствован у кхмеров благодаря контактам царских династий. Стиль храма Е1 в Мишоне доказывает как существование оригинальной тямской традиции, так и тесные контакты с государством кхмеров около 650 года.
После этого времени следы вишнуизма эпизодичны, но упоминания «Рамаяны» и присутствие вишнуитских элементов в иконографии показывают, что эта ветвь индуистской религии продолжала практиковаться. Так, жест Кришны на пьедестале в Чакиеу (X век) и скульптурные сцены на сюжеты «Рамаяны» на цоколе того же храма – места шиваитского культа – позволяют предполагать сушествование этой ветви индуистской религии наряду с другими при величайшей веротерпимости или даже частичном синкретизме.
Швейер А.-В. Древний Вьетнам / Анна-Алери Швейер. – М., Вече, 2014, с. 213-214.