Бабизм (РИЭ, 2015)

БАБИЗМ – религиозное течение секты бабитов, возникшее в 1840-х годах в Иране. Учение Баба Мирзы Али-Мухаммеда было весьма эклектичным, соединяя в себе идеи религиозной реформации с утопическими представлениями о возможности построения общества, где царствовала бы справедливость. Мечты о братстве и будущем царстве справедливости распространялись в Иране не одно столетие, являясь выражением самых сокровенных чаяний простого народа.

Бабизм возвестил о приходе новой эры, объявил Коран (его фактически должен был заменить главный труд бабизма – «Беян» («Откровение»), написанный Бабом в 1848 году в тюрьме) и шариат устаревшими, утратившими значение в качестве системы норм и правил благочестивого поведения каждого мусульманина. Баб также отменил пятикратную молитву, пост, паломничество к святым местам (оно дорого стоило, зачастую паломники гибли в пути от голода, жары, холода и нападения разбойников), обязательную раздачу милостыни (закят, она разоряла многих мелких торговцев, будучи для них непосильным бременем), священную войну – малый джихад. Бабиды считали торговлю самым полезным для общества делом, преумножающим его благосостояние, поэтому объявили о ликвидации всех предписаний шариата, мешавших торговой деятельности и контактам с иностранцами. Для удобства ведения торговли и пополнения денежных средств была разрешена риба (ростовщический процент), стимулировавшая рост сословия ростовщиков, стала обязательной уплата долгов, гарантировалась защита прав личности и неприкосновенность имущества.

Бабизм настойчиво требовал от своих сторонников прилежно учиться, особенно иностранным языкам, необходимым для ведения заграничной торговли. Со смертью Баба и подавлением бабидских восстаний бабизм быстро сошел на нет и растворился в сотнях мелких религиозных сект. Однако многие идеи бабизма сохранились и были доработаны в рамках бехаизма.

С.Ю. Серегичев

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 235.

Литература:

История Востока в 6 т. Т. 4. Восток в Новое время (конец XVIII – начало XXвв.). Кн. 1. М., 2004.

Понятие: