Манеры самураев в средние века

Манеры и внешний вид впервые сделались предметом особого внимания в Японии в период культурного возрождения Хэйан, когда аристократы увлеклись эстетическим совершенством и элегантностью. С подъемом военного класса в конце периода Хэйан облик самурая обрел определенные отличительные черты. Особые руководства диктовали процедуру облачения в доспехи, а в конце Средневековья самураи располагали многочисленными томами, определяющими их поведение и правила по уходу за собой на поле битвы и в мирных условиях. Если бродячие наемники мало задумывались о своем облике, представители военной элиты признавали, что внешний вид определяет все аспекты жизни самурая, начиная от личного достоинства до военного чина и даже приобретения власти. Шлем и доспехи позволяли различать воинов по званиям, подразделениям и даже месту происхождения. (Более подробно об оружии и доспехах см. ниже.) Гражданская одежда самурая следовала моде, одобрявшейся придворной знатью, что, возможно, свидетельствовало о том, что военное сословие стремилось к более высокому социальному статусу и культурной изысканности в феодальном обществе, ценившем аристократию, несмотря на превосходство военных правителей. (Дополнительную информацию об одежде воина см. в главе 12 «Повседневная жизнь».)

Создание достойного и модного стиля оставалось приоритетом для представителей военных сословий в течение периода Эдо, когда самураи конкурировали друг с другом, демонстрируя свои богатства или отправляясь в столицу, чтобы предстать перед сегуном. Самурай начала Нового времени проявлял еще большую заинтересованность в украшении военной одежды и доспехов, а в мирное время на подобное занятие можно было тратить больше времени и средств. В связи с растущей популярностью украшений и эффектной внешности, культивируемой актерами и другими обитателями городских увеселительных районов, воинам разрешалось пользоваться косметикой. Правительство Токугава предписало самураям различных званий носить особые наряды, соответственно оказии и рангу, и представителям военного сословия (по крайней мере, теоретически) было предоставлено право носить на людях два меча, длинный и короткий. Как и в более ранние времена, особые наставления предписывали представителям самурайского сословия манеру поведения и обычаи. Многие аспекты внешности и поведения самурая были направлены на укрепление чести военного сословия и уважения к нему как части культуры Эдо.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 195.

Понятие: