Меннониты (Митрохин, 1990)
МЕННОНИТЫ — последователи одной из старейших протестантских церквей. В 30-х годы 16 веке в Нидерландах под влиянием умеренных анабаптистов, активизировавшихся после разгрома народных движений в 1534— 1535 годов и Мюнстерской коммуны, начало формироваться новое религ. течение. Его возглавил католический священник Менно Симоне, по имени которого оно получило свое название. Меннониты рассматривают свои общины как «общины святых», «возрожденных богоизбранников». К основополагающим канонам меннонитского вероучения, которое было окончательно кодифицировано на Дартской конференции в 1632 году, относятся (кроме общепротестантских принципов спасения, всеобщего священства): покаяние в грехах, сознательное крещение по вере, хлебопреломление (причащение), омовение ног, церковное отлучение, отказ от воинской службы, присяги и ряд других догматов, ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества, в особенности от государства. Вероучение меннонитов призывало их к пассивному сопротивлению господствующим классам. В традиционной для средневековья теологической форме оно выражало социальный и политический протест угнетенных масс. Усиление в Нидерландах репрессий против еретиков в 40—50 годах 16 века вынудило многих меннонитов эмигрировать. Значительная часть их бежала в Польшу. Из Польши в Россию меннониты стали переселяться в 1789 году по указу Екатерины II (от 7 сентября 1787 года), которым был санкционирован ряд социально-экономических привилегий и льгот. Сначала они обосновались на правом берегу Днепра в районе о. Хортица. После второго раздела Польши (1793) переселение меннонитов в Россию усилилось. Им были отведены обширные земли в Таврической губернии около р. Молочные воды. В 60-х годах 19 века в рядах меннонитов произошел раскол. Из меннонитских общин выделилась группировка, которую стали называть братскими меннонитами. Основная часть меннонитов, поддерживающая церковный конвент, образованный в 1851 году, называется церковью меннонитов. Социально-экономические льготы, эксплуатация наемного труда позволили меннонитам сосредоточить в своих руках огромные капиталы, за счет которых они увеличили собственное землевладение. К 1916 году во владении меннонитов в России находилось свыше миллиона десятин земли. Октябрьскую революцию меннонитская буржуазия встретила крайне враждебно. Несколько тысяч вооруженных меннонитов в составе деникинской и врангелевской армий участвовали в боях против Красной Армии. Накануне и в ходе коллективизации часть меннонитов эмигрировала. Меннониты, мигрировавшие в 16 веке в Польшу, а из нее в Россию, в этническом отношении представляли собой фламандцев, голландцев, фризов и нижних саксонцев. По данным нидерландского меннонитского историка И. С. Постмы, 60—65% их были выходцами из франкских провинций Нидерландов, не более 15—20%— из нижнесаксонских и восточнофрисландских земель, включая Гронинген; доля фризов не превышала 20%. (меннониты немецкого происхождения в Россию не переселялись.) Заключение меннонитами в течение более чем четырех столетий браков только внутри своей конфессиональной общности (между фламандцами, голландцами, фризами и нижними саксонцами) привело в России к завершению процесса формирования этноконфессиональной общности. Социалистические преобразования в общественных отношениях подвергли разрушению бытовавшую у меннонитов традицию заключения одноэтнических брачных союзов, сохранявшую в прошлом этническую однородность их общин, упразднили меннонитскую общность как религиозную по форме социальную систему с ее специфическими институтами самоуправления, судопроизводства, обществ, страхования, социального обеспечения, конфессионального образования и т. п. В результате меннонитство в СССР стало в большей степени религиозным, нежели этноконфессиональной общностью, хотя традиции последней еще сохраняют значение и поддерживают повышенную религиозность среди части населения, исповедующей меннонитство. Сфера влияния этих традиций все более суживается. В церковном отношении каждая община меннонитов автономна. В 1898 году в США была образована Генеральная конференция (в ее состав вошла часть меннонитов, эмигрировавших из России), собирающаяся раз в два года, решения которой не обязательны для меннонитских конгрегации. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов, имеются они и в ряде районов нашей страны.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 155-157.