Генеалогия власти
ГЕНЕАЛОГИЯ ВЛАСТИ - понятие, используемое М. Фуко для характеристики своего метода в начале 1970-х годов (термин «генеалогия власти» он заимствует у Ф. Ницше). Генеалогический способ рассмотрения истории означает для М. Фуко признание разрывов и прерывистости развития. Исторические работы М. Фуко не легитимируют феномены, которые они изучают, а критикуют и анализируют их; в этом смысле понятие генеалогия власти в целом применимо и к политической философии М. Фуко. В отличие от традиционной политической теории М. Фуко не пытается оправдать общественные или государственные институты. Он задается вопросом не о законности или правомерности определенного положения вещей, а о его «истине», т.е. о его функционировании, о его «позитивности». Власть для М. Фуко есть ансамбль стратегий и процедур, такое сплетение регламентации и дисциплинирования, которое может быть понято лишь генеалогически, а не теоретико-аналитически. Власть присутствует повсюду, а не только в сфере политики. Власть не есть теоретическое понятие; она есть обозначение того практико-теоретического контекста, который предпочтительнее всего изучать на примере дисциплинарных отношений (например, отношений в школе, армии или тюрьме) (см. Дисциплинарное общество). В этом смысле генеалогически сконструированная философия одновременно является философией практических отношений власти и практически опосредованных властных эффектов. В конечном счете, генеалогия власти также означает, что господствующие отношения власти не могут быть разрушены лишь посредством познания: знание тесно переплетено с властью и поэтому не может быть мобилизовано против нее без политической борьбы.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 130.