Общение (Шапарь, 2009)

ОБЩЕНИЕ — 1) Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Понятие О. близко соотносится с понятием коммуникации. Акт О. анализируется и оценивается по следующим компонентам; адресант — субъект О.; адресат — кому направлено сообщение; сообщение — передаваемое содержание; код — средства передачи сообщения, канал связи; результат — что достигнуто в итоге общения. В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию О. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить О. к одной из его сторон — либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции.

В наиболее обобщенных классификациях выделяют три стороны О.: 1) коммуникативную; 2) интерактивную; 3) перцептивную.

Близкая к данной классификация выделяет стороны: 1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема — передачи информации; 2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; 3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к эмоциональной сфере и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация выделяет: 1) как основную рабочую — инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; 2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп — малых и больших; 3) трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; 4) функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

По критерию цели О. выделяют восемь функций общения: 1) контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель которой — обмен сообщениями (прием - передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.; 3) побудительная, цель которой — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий; 4) координационная, цель которой — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 5) функция понимания, цель которой — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.; 6) амотивная, цель которой — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; 7) функция установления отношений, цель которой — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид; 8) функция оказания влияния, цель которой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

Коммуникативная сторона О. связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к передаче информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы: 1) прежде всего речь; 2) оптико-кинетическая система знаков — жесты, мимика, пантомимика; 3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая — интонация, неречевые вкрапления в речь (например, паузы); 4) система организации пространства и времени коммуникации; 5) наконец, система «контакта глазами».

Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации О.

Интерактивная сторона О. представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию. Однако абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути и достигнуты определенные результаты — например, при расчете и прогнозе стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, — формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для социальной психологии должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности.

Перцептивная сторона О. включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация (уподобление) и рефлексия. 

В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд «эффектов» — эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при О. Связь О. с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности — в явлении аттракции (тяготения).

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 326-329.

Понятие: