Феодальное общество и Бусидо

Военное сословие активно влияло на многие аспекты политики и общества феодальной Японии. Средневековая власть, экономика и социальная иерархии основывались на взаимоотношениях между феодалом и самураем. Такие взаимоотношения, очень напоминавшие отношения между феодалом и вассалом в феодальной Европе, подразумевали благосклонность (он) феодала (обычно в виде земельных уделов, титулов или престижа) в обмен на служение (гири) вооруженного челядина. Гири относится к понятиям общественного обязательства и чувства долга в японской культуре в целом, хотя современное понимание этого принципа в основном основывалось на взаимоотношении феодал—вассал. Подробнее о связи долга и благосклонности см. в разделе «Кодекс воинской чести».

Взаимозависимость средневековых феодалов и их слуг были основными факторами, определявшими существование феодальной системы. Самураи просто не могли обладать большей властью, чем феодалы... подобное положение могло бы полечь за собой крупные беспорядки в стране. Поэтому нравственный и поведенческий кодекс самурая служил феодалу гарантией, помогая сохранить хорошо подготовленное и толковое войско, оснащенное самым лучшим оружием, готовое к сражению и преданное своему долгу.

Соответствующим образом самураев ценили за владение боевыми навыками и награждали за преданность. Как отмечалось ранее, к середине эпохи японского Средневековья, в XIV в., военные отряды становились все более частными и профессиональными отчасти благодаря этой эффективной системе взаимных обязательств.

Эффективность ведения боевых действий также возросла благодаря более совершенной организации подразделений, обучавшихся вместе и действовавших сообща (как в мирное время, так и на войне). В начале Средневековья военные отряды представляли собой временные объединения (даже при наличии семейных уз), собиравшиеся вместе для проведения конкретной кампании, а потом расходившиеся или заключавшие новые союзы.

К концу XIII в. многие дружины японских феодальных самураев состояли из смешанных отрядов пехоты и кавалерии, в которых пехота являлась более уязвимой составляющей. Кроме того, представители обоих родов войск редко обучались вместе — в смешанном отряде или посреди товарищей, применявших такое же оружие. Одержать победу при таком соотношении сил было нелегко, особенно без большого количества пехоты и авторитетных командующих, и поэтому армии самураев продолжали оставаться неэффективными. Кроме того, исход большинства сражений средневековой поры решался в столкновениях между элитными конными воинами, предпочитавшими участие в ритуальных маневрах крупномасштабным осадам с использованием специализированных подразделений. С конца XIV столетия и далее участие местных могущественных даймё сделало феодальные войны в Японии более специализированными, решительными и менее церемониальными.

Хотя кодекс воинской чести защищал особую боевую этику, основывавшуюся на абсолютной преданности по отношению к даймё, многие феодальные самураи толковали отношения между вассалом и феодалом как экономический контракт, предоставлявший потенциальную выгоду инициативному человеку. Поэтому на практике воин часто менял господина, в зависимости от преобладания местных социально- экономических и личных обстоятельств. Узы чести и служения самурая по отношению к своему господину могли быть разорваны, как, например, в конце Средневековья делали так называемые гэкокудзо, «низшие, свергающие высших». Воспринятое военной культуры включало изменение традиционного социально-экономического феодального порядка, при котором земли и власть принадлежали региональным даймё.

В середине эпохи Воюющих Государств (Сэнгокудзидай, 1467—1568) сюго (провинциальные полицейские), дзито (управляющие владением) и другие вассалы-самураи, такие как гокэнин, свергали даймё и других владетелей в значительной степени благодаря возросшему количеству хорошо обученных воинов, которые усилили военные отряды самураев, бросив вызов военным силам даймё, ослабленным непрерывной войной. Такие перемены в устоявшемся средневековом социальном и политическом строе иллюстрируют конфликт между индивидуальной властью, представленной различными лидерами на уровне императора, сёгуна или даймё, и институционной властью. В пору раздоров эпохи Воюющих Государств вакуумом власти, образовавшимся в японской феодальной системе, воспользовались способные вассалы и самураи. После относительно робкого начала в качестве свободно организованных профессиональных военных объединений они одержали верх и в пору позднего Средневековья стали доминировать в региональной политике. Таким образом, энергия класса самураев одержала победу над установившимся превосходством региональных даймё.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 183-185.

Понятие: