Права человека (Маслин, 2014)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - этическая и юридическая категория, означающая признание со стороны общества и государства самоценности личности, ее интересов и притязаний. Права человека предполагают формальный и фактический социальный статус личности. Концепция прав человека складывается в эпоху буржуазных революций в Западной Европе, что нашло свое отражение в исторических документах и сочинениях классиков либерализма (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Б. Контан). Русская средневековая правовая культура, сформировавшаяся в основном вокруг идеи создания сильного имперского централизованного государства, включала тем не менее отдельные элементы уважения к личности и ее нравам. В источниках Киевской Руси говорится о необходимости при осуществлении власти руководствоваться требованиями христианского человеколюбия, помогать нуждающимся, защищать слабых и бедных («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона). Князь должен чувствовать ответственность за подданных перед Богом, бороться против кровной мести, отказаться от смертной казни в качестве наказания (соч. Владимира Мономаха). В эпоху Московского царства явственно звучала мысль о ликвидации всех видов угнетения (Феодосий Косой), о введении режима законности, справедливого и равного для всех суда, о смягчении наказаний (Пересветов), осуждалась опричнина и тирания Ивана Грозного (Курбский). Все это хоть и косвенно, но указывало на понимание проблемы правовой защищенности личности. Получивший европейское образование Крижанич уже прямо заявляет, что законы не должны нарушать «природных прав человека». Раболепство, при котором подданные называют себя холопами государя, противоречит природе человека, утверждает он. В XVIII веке благодаря проникновению идей Просвещения категория прав человека постепенно становится прочным достоянием русского образованного общества. Либеральное дворянство (братья Н. И. и П. И. Панины, Голицын, А. А. Безбородко, А. Р. Воронцов, Е. Р. Дашкова) хотя еще очень абстрактно и робко, но начинает признавать в крепостном крестьянине личность, заслуживающую уважения и правовой защиты. В основном же речь о правах человека ведется применительно к дворянству, которое все еще находится в унизительной зависимости от произвола монархов. Более последовательно и определенно проблему прав человека ставят просветители (Десницкий, Козельский, Новиков, А. Я. Поленов, Д. И Фонвизин). Радищев следуя идеям Ж. Ж. Руссо, полагает, что люди от рождения, по своей природе свободны и равны друг другу. Вступая в договор, человек добровольно ограничивает свою свободу, становится гражданином, не утрачивая при этом естественные права. С целью восстановления естественного и гражданского равенства Радищев предлагает гарантировать права и свободы человека; перечень которых достаточно широк, хотя и беднее, чем а документах буржуазных революций. В первой четверти XIX века идея прав человека вводится в официальный государственный оборот благодаря проектам Сперанского. С его точки зрения, самодержавие в России должно быть ограничено разделением властей и «правами гражданских лиц». Различая права политические (участие в законодательной, исполнительной или судебной власти) и права гражданские (назначение наказания только но решению суда, свободное распоряжение своей собственностью, уплата податей только в соответствии с законом и др.), он наделяет ими лиц в зависимости от сословной принадлежности и количества имущества. Качественный скачок в развитии идеи прав человека наблюдается в документах декабристов («Русская правда» Пестеля, конституция Н. М. Муравьева), которые сформулировали программу буржуазно-демократических преобразований: отмена сословий и установление полного гражданского равенства, ликвидация крепостного права и признание за всеми личных, политических и гражданских свобод, введение разделения властей и построение правового государства. В условиях николаевской реакции, последовавшей за восстанием декабристов на Сенатской площади в 1825 г., проблема прав человека обсуждается значительно более умеренно и осторожно. Чаадаев ставит вопрос о правах человека через призму противопоставления Запада и России, католичества и православия. Русская православная церковь, делает он вывод, забыло заповеди Христа, стимулируя расцвет российского абсолютизма и введения крепостного права - аналога античного рабства. Смысл учения Христа, убежден философ, состоит в освобождении личности, совершенствовании общественных отношений на основе всеобщей братской любви. В духе абстрактной христианской любви к человеку трактуют проблему прав человека славянофилы (Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков), предлагая оставить незыблемой неограниченную власть русского монарха. В рамках дворянского либерализма, отягощенного заботой о сословных привилегиях, высказывались о правах человека западники (Анненков, Грановский, Кавелин, Чичерин, Редким, И. С. Тургенев), считая свободу личности важнейшей ценностью совр. цивилизованного государства. Принципиально по-новому ставится вопрос о правах человека представителями русского социализма (Герцен, Огарев, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Ткачев), которые, критикуя буржуазную демократию за ее формальный характер, считали необходимым дополнить традиционный перечень прав человека социальными гарантиями, а полную их реализацию связывали с ликвидацией самодержавия. В течение XIX - начале XX века идеология прав человека встречала сильное сопротивление со стороны русского консерватизма {Карамзин, К. Н. Леонтьев, Победоносцев, Тихомиров и др.), которым она воспринималась, как правило, в качестве чужеродного элемента, разрушающего русскую культуру. Своего апогея идея прав человека достигает в программных документах и сочинениях представителей буржуазного либерализма (И. А. Ильин, Кистяковский, Милюков, Новгородцев, Петражицкий, П. Б. Струве и др.). Здесь права и свободы человека приобретают теоретически систематизированный (как на Западе) вид, дополняются социальными гарантиями («правом на достойное существование»), обосновываются с позиций идеализма и религии. С конца XIX века доктрину прав человека разрабатывают русские марксисты, решая ее с классовых позиций. Программные положения большевиков были воплощены в Конституции 1918 года, где широкий перечень прав человека предоставлялся в целях социалистическою строительства. Оригинальную трактовку прав человека дали евразийцы, которые, отвергнув формальное и индивидуалистическое понимание, предложили рассматривать их через призму национальной воли и соборного сознания. Субъективные права человека, подчеркивали они, не являются абсолютными, перекос в их сторону может привести к эксплуатации слабых сильными. В советскую эпоху концепция прав человека развивалась в рамках марксизма-ленинизма. В постсоветский период либеральная трактовка прав человека становится господствующей, закрепляется в Конституции РФ 1993 года. Вместе с тем в стране существуют нелиберальные и антилиберальные доктрины прав человека.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 495-496.

Сочинения:

Радищев А.Н. Избр. филос. соч. М., 1949; Сперанский М. М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002; Избр. соц,- пол. и филос. произв. декабристов: В 3 т. М, 1951; Хомяков A.С. Всемирная задача России. М., 2008; Герцен А. И. Соч.: В 2 т. М., 1985-1986; Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989; Чичерин Б. Н. Философия права. СПб., 1998; Лавров П. Л. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965; Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Тихомиров Л. А. Христианство и политика. М.; Калуга, 2002; Новгородцев П. И. Соч. М., 1995; Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.. 1997; Ленин В. И. Государство и революция // Ленин B.И. Избр. произв.: В 3 т. М, 1978. Т. 2; Его же. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Там же. М., 1976. Т. 3; Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995.

Литература:

Либерализм в России. М., 1996; Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. Материалы международной научной конференции. М., 1999; Гросул В. Я., Итенберг Г. С. и др. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000; Жуков В. Н. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001, Он же. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX в.). М., 1991; Омельченко Н. А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб.. 1996.