Аскетизм (Маслин, 2014)

АСКЕТИЗМ (аскеза, от греч. ackesis - упражнение, подвижничество) - принцип поведения, основанный на ограничении пользования земными благами для достижения христианского нравственно-религиозного идеала, а также связанная с ним система взглядов, духовно-телесных упражнений. В Киевской и Московской Руси аскетизм определил развитие отечественного любомудрия, что дало повод Бердяеву признать «аскетически-монашеское православие» одним из кардинальных начал «формирования русской души». В православной философии аскетизм рассматривался прежде всего как идеальное средство для рождения подлинно человеческой личности, обретающей конкретное событие с Божиим миром, причем акцент делался на самопознавательном характере аскетических упражнений, особенно в творческом наследии митрополита Московского Платона (Левшина) и его школы. Он сформулировал оригинальную концепцию «распятия миром», предполагающую сугубо внутреннее противостояние земной жизни при внешнем пребывании инока в миру. Наметилась тенденция к активной социальной роли аскета, совершающего подвиг воздержания в обыденной жизни, согласно учению Григория Богослова и Василия Великого. XIX век в особенности расширил круг общественных деятелей среди православных мыслителей (например, митрополит Московский Филарет (Дроздов). Бухарев высказался за иноческую приязнь к грешникам как необходимое условие «деятельного следования за Христом», стремясь найти взаимопонимание даже у редколлегии журнала «Современник», который, по его мнению, принял аскетический дух любви к истине, но придал ему ложное направление. Однако, поскольку социальная деятельность аскетов не принесла должных результатов и общественная жизнь России в XIX веке не одухотворилась христианскими началами, большинству православных философов пришлось вернуться к традиционному пониманию аскетизма с его не только внутренним, но и внешним отстранением от злобы дня - в рамках «трансцендентного эгоизма» (К. Н. Леонтьев). В начале XX века Флоренский вновь сделал акцент на аскетической «духоносности» как единственно достижимом христианском идеале индивидуального порядка, социальным аналогом которого может выступить только частная дружба. Более того, он напомнил об органической взаимосвязи аскетики с воцерковленным мистическим созерцанием «неизреченного света» Троицы, но никак не самого Христа. Эту же взаимосвязь подчеркивал Булгаков, ратуя за «безобразный» характер православной мистики, что делало возможным оригинальное осмысление религиозного опыта каждым из христиан на началах аскетизма. И. А. Ильин принципиально подчеркивал «творчески-напряженное делание православно-восточной аскетики». Бердяев, как и большинство представителей нового религиозного сознания, противостоял аскетизму православия, выдвигая творчество как духовное освящение плоти.

П. В. Капитан

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 33-34.

Литература:

Корсунский И. Н. Святитель Филарет, митрополит Московский. Харьков, 1894; Феофан, епископ (Феофан Затворник). Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Начертания христианского нравоучения. М., 1908 (фототип. изд. Брюссель, 1962); Бердяев Н, А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Он же. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990; Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Соч. М., 1990. Т. 1; Бухарев А, М. О духовных потребностях жизни. М., 1991; Свенцщкгш В. Мировое значение аскетического христианства // Собр. соч. М„ 2011. Т. 2; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М,, 1993; Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998.

Понятие: