Добро (Кузнецов)

ДОБРО — одно из наиболее важных оценочно-императивных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Первоначально под Д. понимается все то, что способствует поддержанию жизни, сохранению стабильных условий существования человека. В качестве антонима употребляется понятие «зло». Вместе с возникновением классового общества, появлением возможностей вариативного поведения понятие Д. наполняется новым смыслом. Оно начинает отражать императивно заданное стремление к идеалу совершенства личности и общества. При этом в некоторых концепциях образ совершенства приобретает абстрактный, оторванный от реальных условий существования вид, предстает как идея в царстве абсолютных сущностей (Платон), как божественный атрибут (Августин, B.C. Соловьев).

В ряде концепций Д. подчиняется более общему понятию блага, показывает путь его достижения. Так как в античности благо индивида в основном рассматривается в единстве с благом полиса, то Д. фактически нередко сводится к представлению о совершенстве выполняемой человеком функции. Это отражает также более общие представления о Д., как выражении надлежащего космического миропорядка.

Вместе с тем стремление выделить собственно нравственный аспект отношений людей из всех других видов их практических отношений приводит к абсолютизации Д. и нравственного мотива поведения. Сократ говорит, что для счастья достаточно одной добродетели; в стоической философии формулируется принцип разделения действий на надлежащие (имеющие отношения к морали) и ненадлежащие (касающиеся внемо- ральных жизненных целей). Добродетельное поведение начинает рассматриваться как имеющее цель в самом себе, совершаемое не ради награды, а ради самой добродетели. Д. в таком случае оказывается выше блага.

В христианской философии выделяется более узкий по сравнению с античностью смысл Д. Хотя центральной для христианской философии является не идея нравственного Д., а идея божественной благодати, Д. фактически получает самостоятельное теоретическое определение. Оно связывается с ограничением эгоизма, с идеей утверждения равного достоинства каждого человека, милосердием и благотворительностью.

В философии Нового времени Д. нередко связывается с утилитарными ценностями, оно рассматривается как путь обретения личного счастья (эвдемонистические концепции), или путь приобретения больших благ, достижения максимального счастья для максимального числа людей (утилитаризм). Тем не менее продолжает развиваться и тенденция абсолютистского подхода к пониманию Д. Она обусловлена тем, что многие стороны нравственного поведения людей невозможно объяснить утилитарно. Например, на основе стремления к счастью практически невозможно объяснить жертвенное поведение, трудно обосновать недопустимость использования другого человека в качестве средства. Среди абсолютистских подходов к пониманию Д. особое место занимает кантовская концепция. Кант обвинил все прошлые этические теории в натуралистической ошибке, состоящей в том, что в них Д. выводится из чего-то внешнего, и предложил знаменитый категорический императив в качестве способа автономного обоснования морали. В XX в. абсолютистский подход к пониманию Д. был продолжен Муром, который, отвергнув кантовский императив, утверждал, что Д. можно постичь только интуитивно.

Абсолютистский и интуитивистский подходы к пониманию Д. связаны с реальной общественной потребностью усиления нравственных мотивов поведения, направленных на интересы выживаемости рода, на защиту отечества, спасение другого человека, т.е. мотивов нравственного поведения, проявляющихся тогда, когда имеется резкое противопоставление личного и общественного интереса. Абсолютная форма Д. в таком случае не что иное, как требование отдать безусловный приоритет общественному, а не личному. В практическом плане поведение, направленное на реализацию абсолютного Д., связано с предвосхищающим действием отрицательных эмоций типа угрызения совести, сознания невыполненного долга. Человек, жертвующий жизнью ради других, сознательно или бессознательно рефлектирует ситуацию действия как положение, в котором жизнь с сознанием невыполненного Д. будет для него хуже смерти. Но простой индивидуальной эмоциональной реакции недостаточно для обеспечения устойчивого массового нравственного поведения, особенно в критических ситуациях (война, борьба со стихийными бедствиями). Отсюда у общества и появляется потребность усилить индивидуальные нравственные мотивы за счет утверждения в сознании людей представления об абсолютном Д.

По мере того как общество в целом будет становиться более гуманным, точка зрения, согласно которой идея Д. может быть связана с условиями достижения счастья каждым человеком, будет иметь большие основания в этике.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 141-142.

Tags: 
Понятие: