Патриархат (НиРМ, 2000)

ПАТРИАРХАТ (от греч. pater - отец и arche - власть, начало), отцовское право - в узком смысле, управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле - управление, сосредоточенное в руках мужчин или ещё шире - доминирующее положение мужчин в семье и обществе. В этнологической теории 2-й половины 19 века термин патриархат широко употреблялся в полемическом контексте. Сторонники так называемой патриархальной теории в противовес приверженцам матриархальной (см. Матриархат) утверждали, что в истории человечества никогда не было эпохи преобладания женщин в семье и обществе, а также эпохи универсального распространения матрилинейных родственных институтов (см. Матрилинейностъ) и матрилокальности, и изначально существовал патриархат в виде доминирования мужчин и патрилокальности. У так называемых первобытных народов, по этой концепции, патриархат сопрягался также с патрилинейностъю родственных институтов.

В советской этнологии, до середины 1950-х гг. исходившей из представления о первобытном матриархате, а в последующие годы - из идеи универсального первобытного равенства полов, понятие «патриархат» долгое время жёстко связывалось с периодом разложения первобытно-общинного строя и процессами классообразования, поэтому общества, переживавшие подобные процессы, нередко именовались «патриархальными», принято было говорить о «патриархальном» укладе, «патриархальном» рабстве и т. п. Патриархат рассматривался в качестве стадиального явления и характеризовался такими признаками, как непререкаемая власть отца - главы семейства, монополизация мужчинами (преимущественно главами больших или малых семей) формирующейся частной собственности, а также всех властных функций в общественной жизни, господство патрилинейных родственных структур (часто именуемых поздним отцовским родом), патронимия, проявления неравноправия женщин - брачный выкуп, полигиния, умыкание и др. (А. И. Першиц).

Однако постепенно выяснялось, что далеко не все общества, развившие достаточно высокую степень социальной и имущественной стратификации, имели подобные формы социальных и семейных отношений. Многие из них, напротив, характеризовались, если не равноправным, то достаточно независимым положением женщин, а также матрилинейными системами счёта родства. Вместе с тем было показано, что проявляющееся в весьма жёстких формах доминирование мужчин в семье и обществе, сопряжённое с патрилинейным счётом родства, могло существовать уже на достаточно ранних стадиях социальной эволюции. Этнографически оно зафиксировано у неспециализированных охотников и собирателей, например, у австралийцев-аборигенов. Таким образом, в патриархате вряд ли можно видеть универсальную стадию эволюции семейных и социальных институтов или хотя бы типичную форму организации властных отношений в эпоху классообразования. Скорее патриархат можно рассматривать как социально-бытовой уклад, характеризующийся доминированием мужчин (в целом превышающим сбалансированное, хотя бы относительно, соотношение статусов полов), который представлен в самых различных социально-экономических системах, но получил особенно определённое выражение в некоторых предклассовых и раннеклассовых доиндустриальных обществах Европы и Азии.

О. Ю. Артёмова.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 893.

Понятие: