Застенчивость

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ - качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субъективных барьеров в общении. Застенчивость выражается в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивном чувстве стыда. Противоположное качество - беззастенчивость, нахальство. Застенчивость свойственна преимущественно девочкам, особенно тем, кому с ранних лет внушили мысль о внешней непривлекательности. Мальчиками (особенно в подростковом возрасте) застенчивость порою преодолевается с помощью нарочито дерзких выходок, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Застенчивость является серьёзной помехой в учении детей. Она обусловливает страх перед вызовом к доске, любым устным ответом. Застенчивый ребёнок не в состоянии использовать при ответе имеющиеся у него знания. Со временем подобная ситуация определяет почти полную пассивность ученика на уроках, в общественной деятельности.

В семье застенчивого ребёнка развивается под влиянием излишне строгого, авторитарного стиля воспитания, когда подавляются многие его личностные проявления, никто не интересуется его мнением, часты наказания, включая физические. Ранние проявления застенчивости можно скорректировать, постоянно ободряя ребёнка, побуждая его высказывать собственные мнения, включая в игры, где необходима инициатива, умение принять быстрое решение, проявить смелость и т.д. Полезны беседы с разбором удачных действий и поступков ребёнка. Особого такта и умения застенчивость требует к результатам его учебной деятельности. Далеко не всегда следует бурно реагировать на плохие отметки. Целесообразно проанализировать вместе с ребёнком причины их появления. Нелишне поговорить с учителями, выработать совместную тактику избавления ребёнка от застенчивости.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 238-239.