Петрашевцы (Маслин, 2014)
ПЕТРАШЕВЦЫ — участники собраний («пятниц») у Буташевича-Петрашевского во 2-й половине 40-х годов XIX века в Петербурге и кружков, к ним примыкавших (братьев Майковых, С. Ф. Дурова, Кашкина, Ханыкова). Их объединяли идеи отмены крепостного права, уничтожения самодержавия и установления республики, интерес к западной философской и социалистической литературе, увлеченность работами Белинского и Герцена. Возникшие в целях самообразования, к зиме 1848/49 года «пятницы» стали пропагандистским центром, где в острых дискуссиях обсуждались политические события на Западе, порядок проведения социальных реформ в России, формы участия в народных выступлениях, возникали споры между атеистами и верующими, об общественной роли литературы.
Петрашевцы искали философскую концепцию, которая помогла бы понять происходящее в России и содействовать ее переустройству. Наиболее полно философские воззрения петрашевцев представлены в их коллективном труде - «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русскою языка» (1-й вып. - 1844, 2-й - 1846). Задуманный Майковым и Петрашевским, который и был его редактором, таким образом, чтобы обойти политическую цензуру, он состоял из специально подобранных статей, разбросанных по всему тексту, с тем чтобы внимательный читатель не терял главную нить. В завуалированной форме в словаре обличались крепостнические порядки, критиковались поклонники старины - славянофилы и западные мыслители, считавшие классовую борьбу естественным состоянием человечества (Т. Гоббс, Г. Гроций, С. Пуфендорф). Высказывая критическое отношение к философии И. Канта и И. Г. Фихте, петрашевцы высоко ценили французских материалистов (Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. Гольбаха) и социалистов Ш. Фурье. К. А. Сен-Симона и др.
Не соглашаясь с идеализацией первобытного общества Ж. Ж. Руссо, петрашевцы искали, как и многие утописты, «тип, идеал, прообраз общественного благоустройства и человеческого счастья» в будущем, видели историческое развитие общества как смену различных исторических эпох, каждая из которых проходит свой период рождения, роста и упадка. Свидетели быстрого развития капитализма на Западе, петрашевцы непременным, но недостаточным условием народного благосостояния считали развитие промышленности. Учение Фурье привлекало петрашевцев именно потому, что рисовало детальные картины развития производства. В поисках закономерностей общественной жизни петрашевцы обращались к идее «нормального развития человека» и необходимости полного удовлетворения его потребностей, принятой материалистами XVIII века.
Петрашевцы верили в силу человеческого разума и главным препятствием развития человечества считали мистицизм и обскурантизм, приметы которых видели и в древнем, и в современном мире, когда сильные мира сего стараются «содержать знания в тесном кружке священнодействующих, употреблять самые знания для содержания народа в еще большем невежестве и уничижении, представить ум человеческий ограниченным, божество непонятным, а истину - недосягаемой» (статья Словаря «Обскурантизм», изъятая цензурой). Особенный вред обскурантизма петрашевцы усматривали в его гонениях на философию, призванную рассматривать «человека как человека». Теория исторического развития человечества для петрашевцев - это социализм, впервые провозглашенный Иисусом Христом догматами «любви к ближнему» и «прощения обид». Свою главную задачу петрашевцы видели в том, чтобы претворить эти идеи в жизнь, но расходились в понимании того, как это сделать. Одни из них считали, что освобождение крестьян не представляет никакого затруднения, достаточно только пылкой молодежи выйти на площадь, другие, прежде всего сам Петрашевский, считали это авантюризмом, предлагая длительную и серьезную подготовку к социальным изменениям: «Можно строить химеры, но надо говорить серьезно». Не все петрашевцы занимались философскими проблемами. Среди петрашевцев были экономисты (В. А. Милютин), писатели (Ф. М. и М. М. Достоевские, А. И. Пальм, М. Е. Салтыков-Щедрин), литературные критики (Майков, Григорьев), ученые (А. П. Баласогло, Данилевский), поэты (А. Н. Плещеев, С. Ф. Дуров), студенты (Ханыков, П. Н. Филиппов), чиновники (Д. Д. Ахшарумов, Кашкин), военные (Н. П. Григорьев, Ф. Н. Львов, Н. А. Момбелли). По словам Герцена, «круг этот составляли люди молодые, даровитые, чрезвычайно умные и чрезвычайно образованные». На каждой «пятнице» присутствовало, как правило, более десяти человек, принимавших участие в дискуссиях. Вокруг собраний появлялись кружки, в которых продолжилось обсуждение неотложных реформ в стране, вызревал план создания тайного общества, замысел о распространении революционных идей среди различных слоев населения. Вокруг Спешнева возникла законспирированная группа для организации тайной типографии и издания нелегальной литературы пропагандистского толка.
Деятельность петрашевцев была прервана в самом разгаре дискуссий, в период, когда уже была создана обширная библиотека запрещенных русских и зарубежных авторов, подготовлены для печати листовки. В ночь с 23 на 24 апреля 1849 года петрашевцы были арестованы. К следствию привлекалось 122 человека. Трое сошли с ума во время следствия. Специально созданная военно-судная комиссия приговорила 15 человек к расстрелу, генерал-аудиториат приговорил к расстрелу 21.
22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге был разыгран обряд подготовки к смертной казни. Петрашевского, Григорьева, Момбелли облачили в саваны и привязали к столбам. Но вдруг прискакал царский фельдъегерь, объявив об отмене смертной казни. Она была заменена на различные сроки каторги, ссылки и отдачу в арестантские роты. Петрашевский и Львов продолжили в Сибири борьбу против царской администрации, наладили связи с ссыльными декабристами. Вместе со Спешневым были основателями сибирской периодической печати - газет «Иркутские губернские ведомости» и «Амур».
По выходе с каторги некоторые петрашевцы стали знаменитыми писателями (Достоевский, Плещеев), занимались земскою деятельностью (Спешнев, Кашкин). Петрашевцев высоко ценил Герцен, считая их наследниками декабристов. На страницах «Колокола» он публиковал с трудом полученные из Сибири мемуарные документы петрашевцев. Оторванные от семей, общественной столичной жизни, лишенные всех прав состояния, петрашевцы на долгие годы стали для сочувствующей им интеллигенции символом гражданского мужества и героизма. О своем восторженном отношении к петрашевцам вспоминал Достоевский. Память о Петрашевском как о друге и учителе на долгие годы сохранил Салтыков-Щедрин. Многие из документов петрашевцев, их обширные архивы, рукописи, письма, особенно периода ссылки, пока еще мало изучены.
Ф. Г. Никитина
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 470-471.
Сочинения:
Дело петрашевцев. В 3 т. М.; Л., 1937-1951; Филос. и общественно-политические произв. петрашевцев. М., 1953; Первые русские социалисты: Воспоминания участников кружков петрашевцев в Петербурге. Л., 1984.
Литература:
Семевский В. И. М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы. М., 1922; Бешкин Г. Л. Идеи Фурье у Петрашевского и петрашевцев. М.; Пг., 1923; Лейкина-Свирская В. Р. Утопический социализм петрашевцев // История социалистических учений. М., 1964. С. 399 -441; Она же. Петрашевцы. М., 1965; Михайлова В. Н. Петрашевцы в Сибири в современной советской историографии // Политическая ссылка в Сибири XIX - нач. XX в. Новосибирск, 1987. С. 29-38; Егоров Б. Ф Петрашевцы. Л., 1988; Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 2006. Evans J. L. The PetraSevskij Circle, 1845-1849. The Hague; P., 1974; Alexander M. Der PetraSevskij-Ptezess. Wiesbaden, 1979.