Дискурсивное

ДИСКУРСИВНОЕ (от лат. discursus - довод, рассуждение) — в традиционном философском понимании демонстративное, доказательно-опосредованное знание, опирающееся при своем получении на определенные основания и правила вывода. Д. знание чаще всего противополагается непосредственному знанию, схватываемому сразу и целиком в акте интуиции. Гносеологическая антитеза «дискурс — интуиция», касающаяся приоритетных способов получения нового знания, была выделена еще Платоном, когда он разделил знание, добываемое на основе рассуждений и доказательств, и знание, получаемое путем сверхчувственного созерцания мира идей. Сама же терминологическая оппозиция оформилась позднее, в частности в трудах Фомы Аквинского, разделившего «дискурс — интеллект», обосновывавший религиозные истины и их непосредственную данность в Откровении. В последующей традиции Д. либо отвергалось со стороны иррационалистической линии европейского философствования (Якоби, поздний Шеллинг, Бергсон, Ницше), либо признавалось в качестве единственно надежного и научного (Гегель, неокантианство, позитивистская традиция, отчасти марксизм). Критика Д. методов познания и получаемого на их основе знания чаще всего концентрируется вокруг следующих основных пунктов: а) дискурсивно-рациональное познание неизбежно понятийно огрубляет и схематизирует предмет исследования, никогда не будучи способным проникнуть в его сущность; б) исходные аксиомы и правила вывода, которыми оперирует рациональный дискурс (дедуктивный, индуктивный и т.д.), сами никогда не могут быть получены и обоснованы Д. путем; в) Д. методы относятся исключительно к сфере обоснования, а не открытия нового знания; г) дедуктивный дискурс (особенно в науках логико-математического цикла) всегда аналитичен; д) индуктивный же генерирующий дискурс всегда носит вероятностный характер и основан на принятии неявных общих предпосылок. Несмотря на определенную справедливость подобной критики, Д. (выводное) знание всегда было и остается важнейшим инструментарием научного'и философского познания, отнюдь не противостоя непосредственным формам постижения бытия, а органически сосуществуя и взаимодействуя с ними по принципу взаимодополнительности. Огромный вклад в разработку, систематизацию и алгоритмизацию Д. методов познания внесли и вносят формальная логика, математика, семиотика, современные исследования по искусственному интеллекту и т.д.

В связи с пристальным вниманием европейских философов XX в. к языку и его особой роли в существовании человека и общества у ряда мыслителей (например, Р. Барт, М. Фуко) термин «Д.» начинает использоваться в целом спектре нетрадиционных значений. Чаще всего под Д. и различными Д. практиками здесь понимается наличие неявных норм и схем языкового поведения, циркулирующих в определенных научно-профессиональных коллективах, социальных группах и культурно-исторических общностях, в значительной мере определяющих и специфику мышления, и «образ мира» их носителей. В противовес традиционному взгляду на Д. мышление как на нечто независимое от языка, гомогенное, исторически устойчивое и прозрачное для рефлексии, в постмодернистской европейской парадигме постулируется принципиальная плюралистичность и историческая дискретность языковых дискурсов, недоступных полностью для рациональной рефлексии. Особое внимание в постмодернистской традиции уделяется анализу властно-репрессивного характера политических языковых дискурсов и возможных способов их блокировки.

Для настоящего времени характерно становление комплексных взглядов на природу и функции Д. познания в единстве логико-методологических, лингвистических и культурологических ракурсов его анализа.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 141.

Понятие: