Французский материализм (Фролов, 1991)
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 века — идейное движение, представлявшее собой новый и высший этап в развитии материалистической и просветительской мысли не только в национальном, но и во всемирном масштабе — сравнительно с материализмом 17 века. В отличие от английского материализма 17 века, который во многом отражал компромисс буржуазии и дворянства, французский материализм был мировоззрением прогрессивной французской буржуазии, его учение имело целью просвещение широкой части общества: буржуазии, ремесленников, буржуазной интеллигенции и передовой части аристократической интеллигенции. Корифеи французского материализма — Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах излагали свои философские взгляды не в форме ученых трактатов, на латинском языке, а на французском языке, в форме широкодоступных изданий — словарей, энциклопедий, памфлетов, полемических статей и т. п. Идейными истокам французского материализма были национальная материалистическая традиция, представленная в 17 веке Гассенди, а также — и главным образом— механистическим материализмом физики Декарта, и английский материализм. Особенно большое воздействие на французский материализм оказало учение Локка об опытном происхождении знания, критика им декарсковского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта. Не меньшим было влияние педагогических и политических идей Локка, согласно которым совершенство личности обусловливается воспитанием и политическим устройством общества. Однако французский материализм не просто усвоил локковскую теорию материалистического сенсуализма и эмпиризма, но и освободил ее от колебаний в сторону декартовского рационализма. Главной научной опорой для французских материалистов наряду с сохраняющей свое ведущее значение механикой становятся также медицина, физиология и биология. В силу этого в учениях французских материалистов был развит ряд новых по сравнению с материализмом 17 века идей.
Наиболее значительными из них были элементы диалектики в учении о природе у Дидро. Еще более оригинальны этические и общественно-политические теории французского материализма. Продолжая и в этой области дело Гоббса, Спинозы, Локка, французский материализм освобождает в значительной мере их этические учения и общественно-политические воззрения от абстрактно-натуралистической узости: в отличие, например, от Гоббса, у которого руководящее человеком стремление к самосохранению выводится из аналогии с механической инерцией физического тела, у Гельвеция и Гольбаха «интерес» рассматривается уже как специфически человеческий двигатель поведения. Французский материализм отверг компромиссные формы пантеизма, деизма и выступил с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке. Яркая, остроумная критика французскими материалистами религии получила высокую оценку Ленина, который рекомендовал использовать образцы этой критики в совр. атеистической пропаганде. Сжатый, но чрезвычайно богатый мыслями очерк истории французского материализма дал Маркс в книге «Святое семейство». Ленин в труде «Материализм и эмпириокритицизм» показал, как велика была роль французского материализма в выработке общих для всякого материализма философских основ, а также разъяснил его теоретическую ограниченность: метафизичность его метода и идеализм в объяснении явлений общественного развития и прогресса.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 502-503.