Воспитание интернациональное

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ - целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное — это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Воспитание интернациональное направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений. Именно В. и. является одним из эффективных средств как «профилактики», так и «лечения» националистических проявлений.

Процесс воспитания интернационального имеет несколько уровней: а) теоретический или мировоззренческий; б) психологический; в) практический. Прежде всего необходимо утверждение интернационализма в сознании людей как мировоззренческой системы. Далее требуется формирование интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек и прочих психологических элементов. Большое значение в воспитании интернациональном имеют жизненные примеры, факты, события, непосредственный опыт самих воспитуемых. Таким образом, воспитание интернациональное — это система мер и методов воздействия субъектов воспитания на сознание, чувства, волю, нравы и поведение людей с целью превращения принципов интернационализма в их прочные убеждения, осознанные нормы поведения и действия, в повседневную норму их образа жизни.

В то же время нельзя успешно воспитывать интернационалистские чувства и убеждения, не учитывая чувств национальных. Интернационалистское чувство и сознание не исключают, а предполагают национальную гордость каждого человека, его патриотические чувства. Любить свою нацию вовсе не значит закреплять ее особенность, стремиться к ее замкнутости и ограниченности, предаваться иллюзиям о ее исключительности. Если естественное чувство любви, привязанности к своему народу замыкается в рамках только национального, то речь идет уже не о подлинном национальном чувстве, а о проявлениях национального эгоизма, национальной кичливости. Подобные отклонения затрудняют процесс В. и., хотя благодаря этому воспитанию (конечно при правильной национальной политике) могут быть преодолены.

Для достижения высокой эффективности в воспитании интернациональном недостаточно ограничиться формированием соответствующего сознания. Необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Речь идет о том, чтобы принципы интернационализма не только усваивались в их политическом содержании, но и становились нравственной нормой непосредственного общения различных национальностей, становились неотъемлемой чертой жизненной позиции человека. Нередко бывает так, что относительно высокий уровень интернационального сознания не исключает негативных моментов в сфере личного общения между представителями различных национальностей. Это происходит тогда, когда упускается психологический компонент воспитания интернационального и процесс воспитания сводится к уровню сознания, чего еще недостаточно для того, чтобы интернационалистское сознание на уровне убеждения служило регулятором жизнедеятельности человека.

В СССР дело воспитание интернациональное осуществлялось постоянно и целеустремленно. Интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Однако со временем в воспитании интернациональном стали преобладать формализм, пустозвонство, показные мероприятия, ненужная суета и др. негативные стороны. При этом слабо учитывались национальные интересы и чувства, интернационализм нередко трактовался как денационализация или русификация. Все это нанесло ущерб воспитанию интернациональному. После распада СССР в современной России воспитанию интернациональному не придается должного внимания. Можно сказать оно вообще не ведется. Это негативно сказывается на межнациональных отношениях.

См.: Интернационализация, Интернационализм. Национализм, Патриотизм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 54-56.