Львовско-варшавская школа (СЗФ.ЭС, 2009)

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА - направление Аналитической философии, образованное группой логиков, философов и математиков, работавших в период между двумя мировыми войнами главным образом в Варшаве и Львове. Основатель школы - К. Твардовский, ученик Ф. Брентано. Днем рождения школы принято считать 15 октября 1895 года: в этот день К. Твардовский получил кафедру философии во Львовском университете. Своего расцвета и международного признания школа достигла в 1930-е гг. Основные представители: Я. Лукасевич, Ст. Лесьневский, Т. Котарбиньский, Я. Котарбиньска (Д. Штайнберг), К. Айдукевич, ТА. Тарский, Т. Чежовский, 3. Завирский, В. Витвицкий, В. Татаркевич, Ст. и М. Оссовские, Е. Собоциньский, X. Мельберг, А. Мостовский, Ю. Бохеньский, Ст. Яськовский, С. Леевский, А. Линденбаум, М. Кокошиньска, И. Домбска, Б. Собоциньский, К. Куратовский, Е. Слупецкий и др. Школа объединяла философов и математиков, логиков и искусствоведов, психологов и историков науки. Для школы было характерно резко отрицательное отношение к иррационализму, стремление к сближению философских и научных исследований, к приданию философским рассуждениям ясности, доказательного и логически строгого статуса. Участники школы разделяли убеждение в принципиальном родстве философского и научного способов мышления, выступали за «научную философию».

Важнейшим средством достижения этих целей считался логический анализ языка науки и философии, способствующий устранению неточностей и двусмысленностей, которыми, как полагали представители школы, питаются спекулятивно-иррационалистические философские концепции. Львовско-варшавская школа внесла значительный вклад в философию языка, теорию множеств, логическую семантику и семиотику, модальную и многозначную логику, в разработку «неклассических» систем математической логики (таковы, например, системы Ст. Лесьневского); представителям школы принадлежат ценные металогические, метаматематические и методологические исследования (теория индукции, строение и функции научной теории, разработка аксиоматического метода: теория вероятностей, принципы построения иерархии формализованных языков, доказательства важнейших теорем о полноте и разрешимости для ряда исчислений), ряд фундаментальных работ по психологии, социологии, науковедению, истории философии, эстетике и логике.

Философские воззрения представителей школы не были однородными. Для большинства из них характерна ориентировка на логико-аналитические методы, скептицизм по отношению к традиционной (доаналитической) философии, идея «демаркационизма» (очищения языка науки и философии от «псевдопонятий» и связанных с ними «псевдопроблем» мировоззренческого плана). Стремление к эмпирическому обоснованию научного знания сближали Львовско-варшавскую школу с логическим эмпиризмом. Вместе с тем основные представители Львовско-варшавской школы (К. Айдукевич, Т. Котарбиньский и др.) критиковали «догматический эмпиризм», рассматривая теоретические компоненты научных теорий как их необходимую часть. Значительную роль в общей структуре философских воззрений школы играли идеи материалистического номинализма (Т. Котарбиньский, Ст. Лесьневский, 3. Завирский, С. Балей и др.), феноменологическая теория познания (Р. Ингарден, Л. Блауштайн), неотомистская концепция истины (Я. Саламуха, Ф. Климке), идеи методологического конвенционализма (К. Айдукевич). В борьбе с иррационализмом и субъективным идеализмом Львовско-варшавская школа находила опору в науке, ее методах и результатах.

Львовско-варшавская школа явила собой редкий феномен духовного единства людей интеллектуального труда, имеющих различные философские и научные ориентации, религиозные убеждения, политические пристрастия. Это позволило школе сыграть значительную роль в польской науке и культуре первой половины 20 века, выдвинуть польскую философию, логику и математику на видное место в мировой науке, создать устойчивую традицию и стиль философских исследований, образования и коммуникации в философском научном сообществе. Школа распалась в 1939 году с началом Второй мировой войны. Некоторые представители школы погибли, другие эмигрировали. После войны часть представителей школы активно участвовала в культурном возрождении страны, в развитии польской высшей школы. Столетний юбилей школы, отмечавшийся мировым философским сообществом в 1995 году, показал, что идеи, разработанные школой, остаются актуальными в современной философии, логике и математике.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 25-26.

Литература:

Воленьский Я. Львовско-Варшавская философская школа. М., 2004; Wolenski J. Logic and Philosophy in the Lwow-Warsaw school. Dordrecht etc., 1989; Zamecki S. Koncepcja nauki w szkole lwowsko-warszawskiej. Wroclaw, 1977.