Будущее нации

БУДУЩЕЕ НАЦИИ — научная гипотеза о будущем ходе национальных процессов, движений и отношений. В различных теориях нации уже циркулирует множество предположений относительно будущего наций и их отношений. Одно из первых предположений высказано О. Бауэром. По его мнению, будущее наций связано с их «растущим дифференцированием» и «более резким отграничением их характеров». Иного мнения придерживался К. Каутский. Он считал, что, напротив, народы и их культуры по мере развития все более будут сближаться, а главное — «европеизироваться». Для него мировая культура есть собственно «европейская культура», которую, считал Каутский, будут осваивать все нации мира, отказываясь от «национальных культур».

В. И. Ленин выдвинул гипотезу о неизбежности «слияния наций в высшем синтезе», хотя он не раскрывал многосложного содержания этого процесса. Он отмечал только, что национальные различия «будут держаться еще очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе». Но в целом историко-экономическая концепция наций и их отношений, первыми творцами которой были К. Маркс и В. И. Ленин, связывают их будущую перспективу с полной ликвидацией национальных различий людей, переходом человечества к безнациональному существованию и к одному общемировому языку. Вместе с тем классики марксизма обращали внимание на то, что национальные различия сохранятся еще очень долго и что полное слияние наций дело очень далекого будущего.

В западной социологии и этнологии преобладает противоположный взгляд по поводу будущего нации. В основном западные авторы считают нации, национальные ценности явлением вечным. Более того, они пишут, что утверждается «национализм в масштабе всего мира», «демон национализма растет» и т. п.

Советские и российские ученые также касались этой проблемы. Тезис большинства из них сводился к тому, что нации как явление историческое, возникнув на определенном этапе общественного развития как необходимая форма общности людей, в далеком будущем, исчерпав себя, исчезнут, слившись в общечеловеческую общность, Речь идет о слиянии наций в социально-политическом отношении. Что касается этнических черт людей (таких, как язык, традиции, национальные особенности культуры, психологии и т. п.), то они в той или иной форме сохранятся.

Относительно самого процесса слияния наций высказываются различные предположения. Распространенным среди них является механистическое: малочисленные нации объединяются между собой или с большими, эти последние — в еще более крупные, а они уже — в безнациональное человечество. К этому мнению по существу примыкает и другое: слияние наций не будет еще означать исчезновения национальных различий; происходить оно будет на основе перемещения населения разных национальностей, которые уже не будут нациями; в результате возникнут более высокие формы человеческого общежития. Некоторые не разделяют эти представления, считая, что в основе приведенных точек зрения лежит явное преувеличение роли ассимиляции и сведение слияния наций, по существу, к ней одной.

Можно предположить, что магистральный путь слияния наций — не количественные накопления, а глубокие качественные: преобразование признаков и черт наций, ослабление роли и отмирание их различий, приобретение народами, отдельными людьми общечеловеческих признаков. Представления о качественных преобразованиях наций у исследователей тоже существенно различаются. Высказывается, например, мнение, что в течение последнего периода развития наций произойдет лишь образование единой всемирной интернациональной общности людей на основе постепенного их сближения и слияния. Человечество в своем поступательном развитии неизбежно придет к новым, более зрелым и совершенным формам общения и сплочения людей.

Следует отметить, что указанные мнения являются всего лишь гипотезами, высказанными относительно далеких перспектив. По существу, мы не знаем никаких законов, определяющих длительность существования нации.

См.: Национальный вопрос, Национальные отношения, Нация, Теории нации.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 48-50.