Креационизм (Митрохин, 1990)

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. сгеаtio — сотворение) — религиозное учение о сотворении мира богом из ничего, наиболее развитое в иудаизме, христианстве, исламе. Основывается на версии божественного сотворения неживой и живой природы, изложенной в Библии и Коране. Христианска теология рассматривает сотворение мира из ничего как свидетельство божьего всемогущества. Современные протестантские богословы уделяют креационизму большое внимание. Появились новые работы по креационизму (Ю. Мольтман, Ю. Хюбнер). Теологи подчеркивают неразрывную связь главного догмата христианского вероучения — веры в единого всемогущ, бога — с креационизмом. Обновляя и модернизируя креационизм, протестантские теологи стремятся приблизить представления о боге к миру, обосновать такие формы божественной деятельности, которые свидетельствуют о его постоянной внутренней связи с миром, природой, обществом. Некоторые протестантские теологи-модернисты (Дж. Робинсон, Г. Ваханян, Г. Кокс) считают сферой проявления божественной деятельности историю. Радикальные модернисты (Ш. Огден, Д. Кобб, К. Котен) рассматривают творение как процесс космогенеза, субъективной деятельной силой которого является бог. Обновить креационизм за счет ассимиляции идеи развития пытаются протестантские теологи 3. Деке, Г. Альтнер. Идеологи новейшего фундаменталистского течения «научного» креационизма обосновывают истинность буквального понимания библейской версии творения с помощью данных наук о природе. Ряд протестантских теологов (Т. Ф. Торрэнс, Ф. Хефнер, В. Панненберг) критикуют модернистские течения — за их преимущественное внимание к проблемам отношения бога к истории и человеку и игнорирование проблем отношения бога и природы. По их мнению, природа, как главный продукт божественного творения, требует постоянного внимания богословия к данным естествознания, изучающего природу. Достижения современной наук о природе и обществе выявляют внутренними источники сомоорганизации, саморазвития природы и общества, которые исключают необходимость в деятельности какой-либо сверхъестественной сил.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 138-139.

Понятие: