Избегание

ИЗБЕГАНИЕ, норма, ограничивающая или запрещающая контакты между определёнными категориями родственников и свойственников (англ. avoidance). Избегание встречается преимущественно в традиционных и традиционно ориентированных обществах в самых разнообразных формах: запреты видеться, смотреть друг на друга, прикасаться друг к другу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена, совместно принимать пищу, шутить, сквернословить или обсуждать сексуальные темы в присутствии друг друга и т. п. Избегание может действовать (постоянно или в каких-то нормативно определённых временных рамках) между одним из супругов и родственниками другого (между мужчиной и родителями его жены, особенно часто между зятем и тёщей; между женщиной и родителями её мужа, особенно часто между снохой и свёкром), между мужем и женой (обычно, в ограниченный период времени после брака), между родителями мужа и родителями жены, между одним из супругов и сиблингами другого (чаще всего старшими по возрасту), между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами).

В силу своей экзотичности избегание издавна привлекает внимание исследователей. Имеются многочисленные гипотезы происхождения избегания и объяснения его значения. К числу наиболее ранних принадлежат гипотезы, связывавшие происхождение избегания между свойственниками с браком путем умыкания невесты (родственники похищенной женщины «не признают жениха», с течением времени такое «непризнавание» превращается в ритуальный пережиток). При этом, однако, без объяснения остаются случаи избегания между женщиной и родственниками её мужа. Кроме того, признаки умыкания, пусть даже пережиточные, часто отсутствуют там, где практикуется данный тип избегания. Многие авторы видели в избегании превентивную меру против инцеста и иных недозволенных половых контактов, но в этом случае без объяснения остаются избегания между родственниками или свойственниками одного пола. Большой популярностью пользовалась гипотеза Э. Тайлора, который видел в избегании подчёркивание разницы между исконными и пришлыми членами семьи: между мужчиной и родственниками жены при матрилокальном брачном поселении, между женщиной и родственниками её мужа - при патрилокальном, обоюдные избегания - при сочетании временной матрилокальности с постоянной патрилокальностью. Однако такая корреляция в действительности не всегда наблюдается. Существует также более универсальное психологическое объяснение избегания (А. Н. Максимов), в соответствии с которым избегание между одним из супругов и родственниками другого, ограничивая общение и мелочно регламентируя поведение, облегчают отношения, чрезвычайно сложные в силу своей новизны и неопределённости. Не случайно избегания обычно ограничивают контакты между человеком и его старшими свойственниками (с ровесниками и младшими по возрасту строить отношения психологически легче). К этим идеям примыкает объяснение А. Рэдклиффа-Брауна, рассматривавшего избегания вкупе с противоположными им по форме обычаями подшучивания, в частности между одним из супругов и младшими свойственниками, и подчёркивавшего, что обе нормы действуют в структурно сходных ситуациях - потенциально конфликтных и нуждающихся в укреплении «дружественности». Именно этим целям - снятию напряжённости и усилению взаимного расположения - и служат оба типа обычаев.

Характерно, что ни одно из существующих объяснений не удовлетворяет всем этнографически фиксируемым видам избегания. Даже наиболее «широкая» гипотеза А. Рэдклиффа-Брауна оставляет без объяснения избегание и подшучивание между близкими родственниками (первое - между родителями и детьми, братьями и сестрами; второе - между дедами и внуками, племянниками и братьями матери). Вероятно, эти инструментальные явления - отработанные приёмы регламентации поведения, которые при внешнем формальном сходстве могут вводиться в действие в различных ситуациях и выполнять весьма различные функции. Представляется также методологически плодотворной характерная для западной этнологии традиция рассматривать избегание в тесной взаимосвязи с подшучиванием.

О. Ю. Артёмова.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 885-886.

Понятие: