Историческая культура

ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - понятие, отражающее различные формы отношения человеческих групп к прошлому, в том числе и к тому прошлому, которое они признают своим собственным. Историческая культура - та часть культуры, которая связана со временем как сущностным элементом человеческой жизни. Изучение исторической культуры предполагает анализ способов социального производства исторического опыта и форм его манифестации в жизни сообществ.

В теоретическом отношении становление концепта «историческая культура» было связано с изучением исторического сознания, повседневных механизмов производства и воспроизводства представлений о прошлом преимущественно в немецкой исторической науке, а также анализом феноменов «публичной истории» и наследия в англоамериканской литературе. Важную роль в формировании проблематики исторической культуры сыграл также лингвистический поворот в методологии истории, предложивший обратить внимание на способы репрезентации представлений о прошлом. В отечественной науке становление данной проблематики в первую очередь связано с работами М. А. Барга, Л. П. Репиной, И. М. Савельевой и А. В. Полетаева.

Изучение исторической культуры предполагает отказ от понимания историографии как главной и единственной заслуживающей научного внимания практики обращения к прошлому. Наряду и наравне с профессиональным историописанием исторической культуры включает в себя всю совокупность восприятий, представлений, суждений и мнений относительно событий, личностей и явлений прошлого, все формы их конструирования, фиксации, трансляции и функционирования и трансформации (Л. П. Репина). Исследователи исторической культуры занимаются изучением исторических мифов, стереотипов, обыденного исторического сознания разных эпох и социальных групп, представленных в самых разных культурных формах. Одновременно и сама историография переосмысливается в контексте исторической культуры, будучи рассматриваемой уже не как отделенная от социально-культурного контекста сфера «чистой» научной мысли, а в качестве интегральной части интеллектуальной культуры данного общества. Именно поэтому изменение подхода к историографии в рамках «новой интеллектуальной истории» было необходимым шагом на пути к концептуализации исторической культуры.

Историческая культура - динамическое явление, она изменяется во времени, а также включает в себя разнообразные и противоречивые формы представления и использования прошлого разными сегментами одной и той же социальной общности.

Началу разработки проблем исторической культуры в 1980-х годы предшествовало развитие в рамках истории и социологии изучения феномена исторического сознания как явления, связанного с присутствием прошлого в настоящем. Историческое сознание соединяет в одно целое интерпретацию прошлого с пониманием настоящего и определением перспективы на будущее.

Одновременно с началом изучения исторической культуры началось формирование memory studies («мемориальных исследований») как новой трансдисциплинарной области историко-культурологического анализа. В рамках memory studies были сформулированы концепты коллективной, социальной, культурной и исторической памяти. Эти понятия (историческая память в особенности) оказались важными для определения сущности исторической культуры. Историческая память - процесс осовременивания прошлого в сознании индивидуальных или коллективных субъектов. Историческая память выводит субъекта за рамки настоящего, позволяет ему соотнести свою жизнь с прошлым и выдвинуть проект будущего. Поэтому историческая память может рассматриваться как форма артикуляции исторического сознания в жизни общества, как «ментальная процедура исторического сознания» (И. Рюзен), а историческая культура - как историческая память в аспекте ее культурно ориентирующей функции.

В одной из наиболее влиятельных сегодня концепций исторической культуры, принадлежащей Й. Рюзену, предлагается аналитически выделять три аспекта исторической культуры - эстетический, политический и когнитивный. Анализ их соотношения, преобладания того или другого аспекта позволяет выделять специфику исторической культуры того или иного сообщества.

А. Г. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 169-171.

Литература:

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987; Вжосек В. Культура и историческая истина. М.: «Кругъ», 2012; Гене Б. История и историческая культура Средневекового Запада. М.: Языки славянской культуры, 2002; Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / Отв. ред. А. Н. Дмитриев. М.: ГУ ВШЭ, 2012; История и память. Историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М.: «Кругъ», 2006; Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. М.: Изд-во «Русский остров», 2004; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011; Савельева И. М., Полетаев А. В. Социология знания о прошлом. М.: ГУ ВШЭ, 2005; Riisen J. Geschichtskultur als Forschungsproblem// J. Riisen. Historische Orientierung. Koln: Bohlau, 1992. S. 235-245; Rusen J. History: Narration, Interpretation, Orientation. Oxford; N. Y.: Berghahn Books, 2004.