Критический реализм (СЗФ.ЭС, 2009)

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - неоднородное течение европейской и американской философской мысли второй половины 19 - первой половины 20 века, представители которого признавали существование физического мира вне и независимо от сознания и проводили различие между объектом познания и его образом в сознании. Критический реализм был одним из проявлений реалистической «реакции» на идеализм доминировавшего в тот период неогегельянства и отражал стремление ряда мыслителей сформулировать философию, согласующуюся со здравым смыслом и наукой. В Германии о своей принадлежности к критическому реализму заявляли представители реалистического направления в неокантианстве (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер), считавшие «вещи-в-себе» необходимой основой для нашего знания о мире. На формирование взглядов британских критических реалистов (А. Прингл-Пэттисона, Р. Адамсона, Дж Д. Хикса) отчасти повлияла философия И. Канта, отчасти - философия «естественного реализма» шотландской школы, но в целом их работы носили полемический характер и были посвящены критике феноменализма. В отдельное и относительно самостоятельное философское течение критический реализм оформился в США на базе критики неореализма. В 1920 году ряд американских философов - Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Б. Иратт, А.К. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селларс и Ч. О. Стронг - выступили с программным сборником «Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы знания». В противовес эпистемологическому монизму неореалистов, отождествлявших содержание восприятия с воспринимаемым объектом, критические реалисты подчеркивали их различие, указывая на то, что между познающим субъектом и познаваемым объектом должно быть опосредующее звено в виде некоторого ментального образа или состояния. В процессе познания субъект приобретает знание не о содержании собственного сознания, а об объектах, существование которых не зависит от того, воспринимаются они или нет. Вместе с тем критические реалисты отмечали активную роль сознания, полагая, что не все чувственно воспринимаемые субъектом качества могут быть приписаны объекту; иначе было бы невозможно объяснить ошибки, иллюзии и вариативность восприятия. Ментальный посредник («данное» или «комплекс качеств») в каком- то смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта. Стремясь преодолеть недостатки локковского репрезентационизма, ведущего к идеализму, критические реалисты предавали важное значение анализу механизмов чувственного восприятия и познания в целом. Возможность познания независимых от сознания физических объектов они обосновывали изначальной ориентированностью человеческого опыта на внешний мир. Наиболее яркое выражение этот аспект нашел в учении Дж. Сантаяны о «животной вере», согласно которому мы инстинктивно, как животные, чувствуем, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств. Однако в понимании природы опосредующих ментальных элементов и их роли в познании мнения критических реалистов разошлись. Дж. Сантаяна трактовал эти опосредующие элементы в духе платоновских идей как неизменные и вечные универсалии, воплощающиеся в конкретных существующих вещах. Д. Дрейк и Ч.О. Стронг усматривали в них сущности, представленные в ментальных явлениях, и строили панпсихическую критический реализм онтологию, постулируя существование единого «материала», из которого составлены объекты природы и сознание. С точки зрения других критических реалистов, данные или комплексы качеств, выполняющие роль посредника в процессе познания, являются свойствами отдельных психических состояний, а потому существуют исключительно в сознании. Но если А.О. Лавджой объяснял экзистенциальное отличие комплексов качеств от воспринимаемых объектов в терминах психофизического дуализма, то для Р.В. Селларса они представляли собой качественные аспекты деятельности мозга, существующие только благодаря своей связи с нейрофизиологическими процессами. В силу обострившихся разногласий американский критический реализм как течение распался в 1930-е годы, однако его участники, претерпев определенную эволюцию, продолжали отстаивать его принципы уже независимо друг от друга. Для Дж. Сантаяны, Ч.О. Стронга и Д. Дрейка критический реализм стал аспектом их натуралистической философии. Дж. Б. Пратт эволюционировал в сторону Персонализма, создав концепцию «персонального реализма». А.О. Лавджой отстаивал позиции «темпоралистского реализма». Р.В. Селларс разработал теорию «физического реализма» и эмерджентной эволюции, во многом предвосхищая идеи научного реализма.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 23-24.

Литература:

История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3. М., 1998; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965; Drake D., LovejoyA.O., Pratt J.В., Rogers A.K., Santayana G., Sellras R. W., Strong C.A. Essays in Critical Realism. A Cooperative Study of the Problem of Knowledge. N.Y., 1920; Drake D. Mind and Its Place in Nature. N.Y., 1925; Lovejoy A.O. The Revolt Against Dualism. La Salle, 1930; Santayana J. Scepticism and Animal Faith. Introduction to a System of Philosophy. N.Y. 1923; Sellars R.W. Critical Realism. A Study of the Nature and Conditions of Knowledge. N. Y., 1916.