Антигуманизм теоретический

АНТИГУМАНИЗМ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (фр. antihumanisme theorique) - концепция французского философа Л. Альтюссера, направленная против интерпретации марксизма в духе гуманистической философии человека, характерного для многих течений западного Неомарксизма конца 1950-х - начала 1960-х годов (гуманистический марксизм Р. Гароди, экзистенциальный марксизм Ж.-П. Сартра, феноменологический марксизм М. Мерло-Понти, социальная философия Франкфуртской школы, югославская группа «Праксис»). В этот период Л. Альтюссер был одним из немногих философов-марксистов, решительно выступивших против превращения марксизма из научной теории в разновидность гуманистического мировоззрения. Этой проблеме была посвящена его статья «Марксизм и гуманизм», опубликованная в 1965 году в журнале «Nouvelle Critique» и перепечатанная затем с комментариями и дополнениями в сборнике статей «За Маркса» (1965). В ней Л. Альтюссер выдвинул свою знаменитую и вызвавшую множество споров формулу, согласно которой «марксизм есть теоретический антигуманизм».

Подход Л. Альтюссера к исследованию понятия «гуманизм» и его роли в формировании философии марксизма определяется противопоставлением «молодого» и «зрелого» К. Маркса, с одной стороны, и понятий «идеология» и «наука» - с другой. Анализируя процесс формирования философии марксизма, Л. Альтюссер выделяет в нем два периода: гуманистический и научный. Первоначально (1840-1845) молодой К. Маркс ориентировался на абстрактную философию человека в качестве теоретического фундамента своих исследований истории и политики. Этот гуманистический период в развитии мысли К. Маркса отмечен двумя этапами: рационалистически-либеральным гуманизмом в духе И. Канта и И.Г. Фихте, согласно которому сущность человека заключается в свободе и разуме, и гуманизмом Л. Фейербаха, в основе которого лежит понятие отчужденной родовой сущности человека. Оба эти этапа характеризуются тем, что абстрактно понятая сущность человека выступает здесь в роли основы развития общества, истории и политики.

Однако, согласно Л. Альтюссеру, в ходе более поздних исследований капиталистического общества и механизмов его воспроизводства К. Маркс пришел к выводу, что такое понимание гуманизма носит абстрактный характер и представляет собой искаженное отражение социальной реальности, т.е. сугубо идеологическое явление. Начиная с 1845 года К. Маркс радикально порывает со всякой теорией, которая обосновывает историю и политику сущностью человека. Этот разрыв включает в себя три взаимосвязанных момента: (1) создание новой теории истории (исторического материализма), в основу которой К. Маркс кладет комплекс принципиально новых понятий: общественная формация, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис, надстройка, идеология и т.д.; (2) критика К. Марксом всяких теоретических притязаний гуманизма на то, чтобы служить принципом объяснения истории и политики; (3) определение гуманизма как идеологии и противопоставление его на этом основании научно-теоретическому исследованию общества. Таким образом, отвержение теоретических притязаний гуманизма сопровождается признанием его идеологической функции, что и позволяет Альтюссеру говорить о теоретическом антигуманизме К. Маркса. Суть этой концепции сводится к утверждению, что К. Маркс пришел к созданию научной теории истории и общества (исторического материализма) только благодаря своему разрыву с абстрактной философией человека и принятию за основу анализа понятия «общественная формация» как конкретной и многоуровневой социальной целостности, определяемой комплексом взаимосвязанных общественных (экономических, политических, идеологических) отношений.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 121.

Понятие: