Историография (Чубарьян, 2014)

ИСТОРИОГРАФИЯ - дисциплина исторической науки, возникла как практика критики работ историков, как рефлексия о процессе конструирования истории. Историография (как история истории) появилась вместе со становлением неклассического типа рациональности, когда история «вступила в свой историографический возраст» (П. Нора). Слово «историография» первоначально означало «писание истории». Термин «историография» имеет несколько значений: 1) изучение исторической литературы по какому-либо вопросу, проблеме, периоду; 2) синоним исторических произведений, исторической литературы вообще; 3) история исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом (или в одной стране, регионе, в определенный период). С раннего нового времени в Европе историографами стали называть придворных историописателей. В России в XVIII - первой половине XIX веков это звание имели Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин и др. Под названиями «историография», «история истории», «история исторической мысли», «история исторического письма», «история историографии», а затем «история исторической науки» этот вид исторической саморефлексии получил распространение среди профессиональных историков в национальных историографиях Европы и США. Историография преподается в университетах, сначала как вспомогательная историческая дисциплина. В национальных историографических традициях, под историографией понималась не только история исторической науки (мысли), но и философия и методология истории, история исторического образования, история историков или истории изучения отдельных вопросов, проблем и т. д. Долгое время работы по историографии были прочно зависимы от традиций политической истории, доминировавшей в XIX веке и предложившей структуру построения материала, состоящую из цепи последовательно сменяющих друг друга заметных историков, изучавших знаковые эпохи национального прошлого. В структуре советской исторической науки историография заняла существенное место (превращаясь из вспомогательной исторической дисциплины в самостоятельную дисциплину исторической науки), что было связано не только с чисто научными задачами, но и с выработкой «правильной» концепции критики дореволюционной и современной зарубежной исторической науки. В последней четверти XX века традиционный науковедческий взгляд на историографию стал сменяться более широким, предполагающим изучение историографии в связи с типом культуры, современной тому или иному периоду историописания, в связи с историческим сознанием (М. А. Барг, 1915-1991). С точки зрения современной исторической науки, историография - одна из базовых составляющих исторической культуры. Один из факторов актуализации историографии - поиск эпистемологических оснований истории как строгой науки в рамках неоклассического типа рациональности, протекающий в условиях размежевания научного исторического знания и социально ориентированного историописания. Плодотворной становится практика изучения историографии в предметном поле интеллектуальной истории, где появляется возможность формирования нового направления исторической критики, все дальше уходящего от описания и инвентаризации исторических концепций и позволяющего исследовать не только историографические направления и школы, но профессиональную культуру в целом (Л. П. Репина).

С. И. Маловичко

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 161-163.

Литература:

Багалей Д. И. Русская историография. Харьков, 1911; Барг М. А. Эпохи и идеи. М., 1987; Ключевский В. О. Лекции по русской историографии // Ключевский В. О. Сочинения: в IX т. М., 1989. Т. VII. С. 185-233; Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. СПб., 1884; Маловичко С. И., Румянцева М. Ф. Социально-ориентированная история в актуальном интеллектуальном пространстве: приглашение к дискуссии // Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XX-XXI вв. М., 2012. С. 274-290; Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1897. Т. 1; Нора П. Между памятью и историей: Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюемеж, М. Винок. СПб., 1999; Попова Т. Н. Историографическая наука: проблемы самосознания // Харювський кторюграф1чний зб1рник. Харюв, 2000. Вип. 4. С. 20-33; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011; Репина Л. П. Память и историописание // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006; Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941 (Переизд.: СПб., 2008); Fueter Е. Geschichte der Neueren Historiographie. Munchen; Berlin ,1911; Gooch G. P. History and Historians in the Nineteenth Century. L., 1913; Grever M. Fear of Plurality: Historical Culture and Historiographical Canonization in Western Europe // Gendering Historiography: Beyond National Canons. Frankfurt; N. Y., 2009; Jameson J. F. The History of Historical Writing in America. Boston; N. Y., 1891; Shotwell J. T. An Introduction to the History of History. N. Y., 1922.