Герменевтика (СЗФ.ЭС, 2009)

ГЕРМЕНЕВТИКА - в Средние века так называлась теория и практика истолкования сакральных текстов. Впоследствии эта практика («искусство понимания») была распространена на светские тексты. В 20 веке герменевтика развивается в двух направлениях: как теория и методология интерпретации текстов и как философское направление. Представители первого подхода категорически возражают против превращения г. в философию и, опираясь на положения классиков герменевтической традиции (Ф. Аст, Ф. Шлейермахер, А. Бек, В. Дильтей), занимаются разработкой правил и процедур корректного истолкования литературных памятников. Наиболее полное выражение эта позиция нашла в труде итальянского историка права Эмилио Бетти. Сторонники Э. Бетти в литературоведении (Е. Д. Хирш, Т. Зеебом и др.) скептически настроены по отношению к любым попыткам отклониться с пути г. как науки, усматривая в таком отклонении опасность субъективизма и релятивизма.

Приверженцы и того, и другого подходов апеллируют к одним и тем же источникам, прежде всего к работам Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Однако философский потенциал, заключенный в сочинениях этих авторов, открылся благодаря М. Хайдеггеру. Именно под влиянием «герменевтики фактичности», развитой М. Хайдеггером в «Бытии и времени» (1927), последователи В. Дильтея (Г. Миш, Й. Вах и др.) заново обратились к его работам и поместили его мысль в контекст актуальных дискуссий. Последние вращаются вокруг двух проблем: историзма и психологизма.

Если у В. Дильтея герменевтика замышлялась как посредник между философией и историей, то в проекте философской герменевтики, развиваемом Г.-Г. Гадамером, центр тяжести перемещается из методологической в феноменологическую плоскость; дильтеевский подход рассматривается в результате как неудовлетворительный. Манфред Франк (р. 1945) идет в этом направлении еще дальше, заостряя предложенное Г.-Г. Гадамером противопоставление традиции В. Дильтея традиции Ф. Шлейермахера и эксплицируя герменевтическую теорию Ф. Шлейермахера как заключающую в себе две альтернативы - герменевтическую и структуральную. Положения такой герменевтики должны, по М. Франку, послужить синтезу двух непримиримых позиций - экзистенциально-феноменологической и структуралистской.

Возможность превращения г. в философию заложена феноменологией. В противовес классической гносеологии с характерной для нее субъект-объектной дихотомией, Э. Гуссерль показал, что сознание предмета и предмет сознания неотделимы друг от друга. Первичной реальностью в феноменологии выступает не «сознание», «мышление», «дух», с одной стороны, и «природа», или «материя», с другой стороны, а «жизненный мир» (Lebenswelt), с самого начала предпосланный субъект-объектному членению. Сознание предстает в феноменологии как поле значений или смыслов - тем самым открывается возможность интерпретации, а значит возможность герменевтики. Однако герменевтика в рамках учения самого Э. Гуссерля, строго говоря, невозможна, поскольку интерпретация у него вторична по отношению к рефлексии. С точки зрения гуссерлевской феноменологии сознание для истолкования своих собственных содержаний нуждается лишь в обращении на самое себя; смыслы, получаемые в результате феноменологической редукции, суть, в конечном итоге, корреляты гинтенциональности. У М. Хайдеггера периода «Бытия и времени» г. выступает как радикализация феноменологического подхода. Задача последней, по М. Хайдеггеру, - способствовать постановке вопроса в онтологическом плане, т.е. спрашивать не об условиях мыслимости сущего, но об условиях его бытия. Феноменология должна превратиться из исследования процесса смыслопорождения (конституирования сознанием значений, или смыслов) в исследование условий возможности онтологической постановки вопроса - вопроса о смысле бытия. Но поскольку такой вопрос может быть поставлен только исходя из особого места в бытии, каким является человеческое бытие (Dasein), постольку феноменология должна стать онтологическим исследованием человеческого бытия - г., таким образом, есть феноменология человеческого бытия. Она выявляет онтологические параметры человеческого бытия, т.е. те условия, благодаря которым человеческое существование может быть тем, что оно есть. Эти условия суть фундаментальные определения Dasein, его «экзистенциалы». К ним относятся «положенность» (Befindlichkeit) и «понимание» (Verstehen). Dasein определено прежде всего не мышлением, а фактом своего присутствия в мире. Бытие всегда предпослано мышлению о нем. Акту сознания, в котором субъект противополагает себя объекту, предшествует изначальная вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится, он всегда «пред-находит» себя в определенном «месте» или «ситуации». Способ, каким осуществляется это нахождение, есть понимание. Понимание реализуется через истолкование, интерпретацию. Поэтому человеческое бытие изначально «герменевтично». Истолковывающее понимание, или понимающее толкование, - основной модус, каким оно только и может осуществляться. Поворот от трансцендентальной феноменологии к герменевтической имел решающее значение для становления г. как философской доктрины. Основным вопросом для г. становится вопрос не об условиях, при которых познающий субъект может нечто понять, а о том, как устроено то сущее, бытие которого состоит в понимании. Из этого вытекает ряд принципиальных следствий. Во-первых, превращение герменевтики из методологии понимания в его онтологию, во-вторых, отказ от феноменологического подхода к сознанию как самодостаточному и беспредпосылочному, способному к непосредственному усмотрению механизма своего функционирования, противопоставление самопрозрачному сознанию феноменологии непрозрачного бытия понимания, в дальнейшем - бытия языка; в-третьих, ограничение принципа рефлексии принципом интерпретации. Поскольку человеческое бытие есть всегда «бытие-в-мире», постольку мир с самого начала «пред-истолкован». Реальность, на которую направлено познавательное усилие субъекта, есть всегда проинтерпретированная, т.е. определенным способом освоенная, реальность. Эти следствия из герменевтической феноменологии М. Хайдеггера и выводит Г.-Г. Гадамер, разрабатывая концепцию философской г. Исходный пункт философской г. - онтологический характер герменевтического круга. Отсюда следует тезис о принципиальной открытости истолкования (его процесс, по Г.-Г. Гадамеру, никогда не может быть полностью завершенным), а также о неотделимости понимания текста от самопонимания интерпретатора.

Текст должен быть понят в его притязании на истинность. Его нельзя рассматривать лишь как продукт чьей-то субъективности или как историческое явление. Интерпретатор должен направить свои усилия не на эмпатическое проникновение в авторскую субъективность, а на уразумение того «предмета», или «сути дела» (Sache, Sachlichkeit), о которых говорит текст, с серьезностью отнестись к несомому им сообщению. Герменевтическая философия появилась, таким образом, в результате усилий по решению проблем, поставленных В. Дильтеем и его школой. В качестве попытки решения проблемы психологизма можно рассматривать уже «герменевтику фактичности» М. Хайдеггера. Равным образом преодолению психологизма должна служить разрабатываемая М. Хайдеггером и Г.-Г. Гадамером г. языка, где язык выступает как место (само) раскрытия истины бытия. В контекст проблематики историзма следует поместить хайдеггеровскую концепцию историчности и гадамеровскую концепцию «действенно-исторического сознания» (wirkungsgeschichtliches Bewusstsein). Тезис же г. о «предметности» - ответ на поставленный В. Дильтеем вопрос о необходимости преодоления дихотомии между релятивным характером духовно-исторических феноменов и общезначимостью их смыслового содержания.

Положения гадамеровской г. оказали значительное влияние на представителей литературоведения (т.н. «литературная г.», разрабатываемая Гансом-Робертом Яуссом, Вольфгангом Изером и др.), рецептивной эстетики (Р. Варнинг), а также искусствоведения (Э. Штайгер и др.). К проблематике Г. интенсивно обращаются представители неомарксистской критической теории.

К.-О. Апель ставит г. на службу философского синтеза, долженствующего слить воедино «философию анализа» с «философией существования», линию Л. Витгенштейна с линией М. Хайдеггера. Он прибегает к г. как к средству анализа «априорных условий коммуникации», реставрируя отвергнутый М. Хайдеггером и Г.-Г. Гадамером ттрансцендентализм. В направлении ограничения притязаний философской герменевтики на универсальность разрабатывает герменевтическую проблематику Ю. Хабермас. Он отстаивает эффективность рефлексии в понимании и подчеркивает рационально-критический момент герменевтического познания, полемизируя с гадамеровским положением об определенности понимания традицией. Широкий резонанс, который получила полемика между Г.-Г. Гадамером и Ю. Хабермасом, был одной из причин «герменевтического бума» 1970-х годов, докатившегося в 1980-е годы до Америки. Для Ю. Хабермаса герменевтика - инструмент критики «ложного сознания» и извращенных форм коммуникации. Как для К.-О. Апеля г. - только аспект «трансцендентальной прагматики», так и для Ю. Хабермаса она - лишь интегративный момент «теории коммуникативного действия».

Философской г. в строгом смысле слова может быть названа концепция П. Рикера, сосредоточивающего внимание на гносеологической стороне герменевтики, отодвинутой на второй план Г.-Г. Гадамером. П. Рикер стремится вывести «эпистемологические следствия» из онтологии понимания М. Хайдеггера и тем самым показать значимость герменевтики для теории познания. Всякое понимание, по П. Рикеру, опосредовано знаками и символами (позднее в этот ряд включаются «тексты»). Понимание и объяснение не противоположны друг другу, а взаимозависимы. Герменевтика, следовательно, нуждается в дополнении структурно-семиотическим анализом. Другая важная черта герменевтической философии П. Рикера - внимание к методологической функции герменевтики. Условия возможности понимания могут быть, по П. Рикеру, эксплицированы на трех уровнях - семантическом, рефлексивном и экзистенциальном. Семантический уровень - исследование значений знаково-символических образований с помощью таких учений, как психоанализ (называемый П. Рикером «семантикой желания»), «философия значения» Л. Витгенштейна и его последователей, экзегетика Р. Бультмана и его последователей. Поскольку понимание многозначных высказываний есть одновременно и момент самопонимания, постольку оно нуждается в разработке на рефлексивном уровне. Но рефлектирующий субъект не есть чистое ego - задолго до своего самополагания в акте рефлексии он уже положен как экзистирующий; «онтология» понимания с самого начала встроена в его «методологию». За конфликтом интерпретаций кроется различие способов экзистенции. Поэтому единой и единственной теории интерпретации быть не может. Вместе с тем П. Рикер критикует Г.-Г. Гадамера за отрыв «истины» от «метода» и отказ обсуждать вопрос о корректности интерпретации. То, что П. Рикер называет философской герменевтикой, - это критический анализ всех возможных методов интерпретации - от психоанализа и структурализма до религиозной феноменологии. Герменевтика «воссоздания смысла» (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Р. Бультман) не будет полной без герменевтики «дешифровки» или «разоблачения» (психоанализ, структурно-семиотический анализ, «критика идеологии»). Задача философской герменевтики - четко очертить сферы применимости различных методов интерпретации или, как их называет П. Рикер, «герменевтических систем». Определенную роль в росте философской популярности герменевтики в Европе и Америке сыграли Э. Корет (Австрия), Д. Хой, Р. Бернштейн (США), Ж. Гронден (Канада). В ответ на экспансию постструктурализма европейские авторы предпринимают не вполне корректные попытки представить в качестве г. вышедшую из постструктурализма реконструкцию и другие связанные со структурализмом методики интерпретации.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 14-16.

Литература:

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике I. М., 2002; Гайденко П. П. М. Хайдеггер и философская герменевтика // Новые течения философии в ФРГ. М., 1986; Михайлов А. А. Совр. философская герменевтика. Минск, 1986; Малахов В. С. Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Coreth Е. Grund- fragen der Hermeneutik: Ein philosophischer Beitrag. Freiburg i. Br. etc., 1969; Szondi P. Einfiihrung in die lite- rarische Hermeneutik. Fr./M., 1975; Texthermeneutik: Aktualitat, Geschichte, Kritik. Paderborn, 1979; Herme- neutics and Modern Philosophy. N. Y., 1986.

Понятие: