Сознание стабилизационное

СОЗНАНИЕ СТАБИЛИЗАЦИОННОЕ - тип сознания, отличающийся стремлением к укреплению основ культуры и социального порядка современного западного общества. В противоположность кризисному сознанию, изначально тяготеющему к иррационализму, сознание стабилизационное тесно связано с верой в Разум и соответствие с той или иной формой рационализма и сциентизма. Сознание стабилизационное было заложено в фундамент социологии О. Контом, предлагавшим свою «положительную философию» (увенчиваемую социологическим знанием) в качестве «твердой основы» для социальной реорганизации», которая должна была вывести из «состояния кризиса» наиболее «цивилизованные нации». Подобно французским просветителям, он был убежден, что миром «управляют и двигают» идеи, а «социальный механизм» основывается на «мнениях». Контом делался вывод, что «политический и нравственный кризис современных обществ» имеет своим главным источником «умственное безначалие», несогласие людей относительно «всех основных начал», «твердость и определенность» которых является первым условием «истинно общественного порядка». На основании этого в социологии задача стабилизации социального порядка сопрягалась с задачей рационалистического обоснования фундаментальных принципов культуры.

При всех изменениях, которые претерпела в 20 веке контовская традиция понимания сознания стабилизационного, ее ядро — стремление к «стабилизации» социокультурных устоев социального порядка, предполагающей их научное обоснование, т.е. «рационализацию», оставалось неизменным. Об этом свидетельствует ориентированная на «точные» науки форма сознания стабилизационного, доминировавшая в западной социологии после 2-й мировой войны в период бурного развития НТР. Приверженцы сознания стабилизационного в социологии утверждали, что общественный прогресс может и должен быть осуществлен на основе технологического применения науки, и в частности социального знания, структурированного по образу и подобию современной физики, биологии, кибернетики или теории информации. В рамках этого умонастроения сформировалось и окрепло структурно-функционалистское направление в социологии, несмотря на то, что его виднейшие представители, например, Т. Парсонс, стремились выйти за рамки позитивизма, пытаясь «синтезировать» его с идеализмом. Ориентация Парсонса на сознание стабилизационное выражалась в акцентировании им проблематики интеграции (в ущерб проблемам конфликта и дезинтеграции). Критика сознания стабилизационного сторонниками кризисной тенденции, входившей в моду в конце 60-х годов 20 века, была направлена в основном на общую методологию сознания стабилизационного — чрезмерное восхваление сциентистски-технократического «овеществления» и «отчуждения» человека в условиях «потерпевшей неудачу» «западной цивилизации». С середины 70-х годов 20 века на Западе нарастала волна «антикритики» (критики критиков, выступавших против сознания стабилизационного с позиции кризисного сознания), начало которой было положено, с одной стороны, «реабилитацией» Парсонса, а с другой — попыткой предложить выход из «кризиса социологии» посредством обновленного истолкования социологического учения М. Вебера («Веберовский ренессанс»). Эта тенденция вылилась в новую форму сознания стабилизационного, получившую название «неоконсерватизма».

Ю.Н. Давыдов

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 428-429.

Литература:

Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900;

Давыдов Ю.Н. Критика соц.-филос. воззрений Франкфуртской школы. М., 1977;

Буржуазная соц-я на исходе 20 в.: критика новейших тенденций. М., 1986;

История теор. соц-и: В 4 т. М.; СПб., 1997—2000;

Парсонс Т. О соц. системах. М., 2002.