Венский кружок (СЗФ.ЭС, 2009)

ВЕНСКИЙ КРУЖОК - неформальное объединение философов и ученых, которое в 1920-1930-е годы было идейным и организационным центром философии Логического позитивизма. Кружок возник в 1924 году на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Организатором и идейным вдохновителем Венского кружка был М. Шлик, незадолго до этого ставший руководителем кафедры. Высокий уровень дискуссий и их направленность определялись, в первую очередь, составом Венского кружка. Он объединял компетентных в современной науке философов (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Вайсман, Ф. Кауфман, Г. Фейгл, Э. Цильзель, В. Крафт и др.) и занимавшихся философско-методологическими проблемами ученых, в основном математиков и физиков (К. Гедель, К. Менгер, Г. Ган и др.). Значительным влиянием в кружке пользовались идеи Л. Витгенштейна. Хотя сам он не принимал участия в заседаниях Венского кружка, он обсуждал философские проблемы с М. Шликом и Ф. Вайсманом, с которыми был лично знаком. По мере того как кружок становился главным центром научно ориентированной философии, у него наладились тесные связи с Берлинским обществом эмпирической философии (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.), с представителями Львовско-Варшавской школы, к его работе подключались философы других стран (А, Айер, Э. Нагель, У.В.О. Куайн, А. Тарский, И. Йоргенсен и др.). К концу 1920-х годов члены кружка окончательно осознали себя в качестве независимого и влиятельного интеллектуального сообщества. В 1928 году членами Венского кружка было создано Общество им. Э. Маха, ставившее своей целью развитие и распространение научной философии. В дискуссиях кружка сложилась атмосфера совместного конструктивного анализа проблем, была выработана единая программа исследований. В 1929 году вышел манифест «Научное понимание мира. Венский кружок», в сжатой форме выразивший историю возникновения, идейные основы и цели кружка. С манифестом выступил О. Нейрат на конференции в Праге. В этом документе декларировалось, что задачей кружка является противостояние метафизическому (Метафизика) и иррациональному мышлению, которые распространяются в обществе. Этому противопоставляется антиметафизическая установка, опора на эмпиризм, на достижения конкретных наук. Основой этой установки служит философия Просвещения, тпозитивизма и эмпиризма (Д. Юм, О. Конт, Дж. С. Милль). В понимании природы науки Венский кружок следует традиции эмпиризма Э. Маха и Л. Больцмана, а также тем идеям, которые внесли в методологию науки Б. Риман, ТА. Пуанкаре, П. Дюэм, А. Эйнштейн. В понимании логики и ее роли в науке члены кружка опираются на Г.В. Лейбница, Дж. Пеано, Т. Фреге, Б. Рассела, А.Н. Уайтхеда, Л. Витгенштейна. В социальных взглядах члены кружка не были едины, что нашло отражение и в манифесте, где наряду с британскими либералами и утилитаристами стоят Л. Фейербах и К. Маркс. Более того, примером расцвета научного мировоззрения объявляется (что можно объяснить социалистическими пристрастиями О. Нейрата) социальная практика Советской России, в которой «происходит соединение научного духа со старыми материалистическими тенденциями».

На начале 1930-х годов приходится кульминация деятельности Венского кружка. В 1930 году кружок начал выпускать журнал «Erkenntnis» и организовал конгресс «Эпистемология точных наук» в Кенигсберге, на котором обсуждались проблемы оснований математики и квантовой механики. Приглашенный профессором в Пражский университет Р. Карнап организовал вместе с проф. физики Ф. Франком филиал Венского кружка в Праге. В 1935 году по инициативе Венского кружка был проведен конгресс по философии науки в Париже. На его открытии выступил Б. Рассел, в работе приняли участие представители более 20 стран. На конгрессе О. Нейрат предложил издавать «Международную энциклопедию унифицированной науки», которая стала выходить с 1938 года. Тематике единой науки был посвящен конгресс, организованный Венским кружком в 1936 в Копенгагене.

Среди основных его тем были проблема причинности и отношения квантовой физики и биологии. Вступительный доклад на конгрессе сделал Н. Бор. В 1937 году в Сорбонне прошел конгресс, посвященный подготовке «Энциклопедии унифицированной науки», в 1938 году на конгрессе в Кембридже обсуждались проблемы анализа языка науки. Последний, пятый конгресс, организованный членами Венского кружка, состоялся в США в 1939 году. На этом деятельность участников кружка по организации международных встреч была прервана Второй мировой войной. Работа самого кружка в Вене к этому времени уже прекратилась, причем не потому, что его исходная программа была полностью исчерпана или показала свою неплодотворность, а по внешним причинам. В 1936 году Венский кружок понес непоправимую утрату: М. Шлик был застрелен студентом, своим бывшим учеником. По политическим причинам большинство членов кружка эмигрировало. Р. Карнап, Ф. Кауфман, К. Гедель, К. Менгер, К.Г. Гемпель переехали в университеты США, О. Нейрат и Ф. Вайсман эмигрировали в Англию. Журнал «Erkenntnis» перебрался из Лейпцига в Гаагу, а в 1940 году перестал выходить. Хотя Венский кружок прекратил свое существование, его представители создали в эмиграции, прежде всего в США, Великобритании, скандинавских странах целый ряд центров и школ, в которых в духе идей кружка развивались исследования в области логики, философии науки и эпистемологии,

Основное наследие Венского кружка состоит в разработке логических и аналитических методов исследования языка науки и структуры научного знания, создание исторически первой формы «совр. философии науки», которая и ныне сохраняет свое значение в этом качестве. Работы членов Венского кружка внесли крупнейший вклад в развитие научно ориентированной философии 20 века. В них была прояснена природа логики и математики, выявлены отношения между логикой и языком, с невиданной до этого в философии строгостью и тщательностью исследованы структура знания, основные методы науки, отношение эмпирии и теории. Вместе с тем в своей установке на построение научной философии, на противостояние различным формам иррационализма и спекулятивной философии («метафизики» в их терминологии) члены Венского кружка доходили до крайностей, до искажения реального смысла как науки, так и философии. Это вызывало оправданную критику оппонентов. Отвечая на нее, М. Шлик в статье «Венская школа и традиционная философия» отмечал: «Часто Венскую школу обвиняют в том, что она состоит не из философов, а из врагов философии. Говорят также, что учение этой школы ничего не внесло в философию, но, напротив, способствовало ее разрушению; что анти-метафизики часто несправедливо оценивают традиционную философию, заявляя, что она представляет собой в основном совокупность псевдопроблем. Я же, наоборот, полагаю, что у нас есть все основания гордиться тем, что наши идеи явились результатом длительного исторического развития человеческого разума <...> Мы продемонстрируем историческое понимание систем прошлого, догмы этих систем нас уже не раздражают. С чистой совестью мы можем восторгаться великими эпохами человечества, обнаруживающими проникновенное стремление к истине как в своих достижениях, так и в своих ошибках».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 10-12.

Литература:

Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М., 2003; Журнал «Erkenntnis» (Познание). Избранное. М., 2006; Шлик М. Поворот в философии //Аналитическаяфилософия. М., 1993;Кампиц П. Австрийская философия // Вопросы философии. 1990, № 12.

Яндекс.Метрика