Джняна
ДЖНЯНА (санскр.) — категория индийской эпистемологии, частично совпадающая по значению с западноевропейской категорией «знание», т.к. знание является лишь частным случаем Д. Наряду со знанием, термином Д. обозначаются также сомнительные сведения об объекте познания, ложные восприятия, ошибки и т.д., так что Д. больше похожа на «сведения» о познаваемом объекте, которые могут быть и недостоверными, в отличие от знания. Единого определения и понимания механизмов появления знания в Индии не существовало: у буддистов Д. как более низкий вид знания об иллюзорной эмпирической реальности противопоставляется «мудрости» (праджня), фигурирующей в религиозном учении о спасении; у ведантистов Д. считается проявлением самосознания и обозначает различные виды информации о познаваемом, в том числе и мудрость; ближе всего по смыслу к «знанию» Д. подходит в эпистемологии найяиков. При всем несходстве учений о знании различных религиозно-философских систем, мыслители каждой из них, кроме чарваков, признавали необходимость категоризированного знания об эмпирической действительности для достижения высшей мудрости, знания реальности как она есть, хотя и придавали эмпирическому знанию более низкий, подчиненный статус по сравнению с мудростью.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 138.