Евгеника (ДЭС, 1985)

ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes - благородного происхождения, хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Термин «Евгеника» введен английским биологом Ф. Гальтоном в 1883 году, который затем (1904) сформулировал ее основные положения. По Гальтону, евгеника призвана изучать все социально контролируемые факторы (здоровье, физические и умственные способности, одаренность), влияющие на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления расой полезных наследств, признаков и сокращения в ней вредных.

В 1-й четверти 20 века в связи с бурным развитием генетики происходит интенсивное накопление данных по наследованию признаков у человека, что вызвало повышенный интерес к евгеническим идеям. В это время созываются международные евгенические съезды и конгрессы. В 1921 году в Петрограде советский генетик Ю. А. Филипченко организовал Бюро по евгенике (при Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Российской АН), задачей которого было изучение наследственности человека. В Москве по инициативе биолога Н. К. Кольцова при Институте экспериментальной биологии создается Русское евгеническое общество, членами которого были не только генетики, но и медики-клиницисты. С конца 20-х годов интерес к евгеническим вопросам во всех странах (кроме Германии, где фашистские идеологи использовали евгенику для обоснования расовых теорий) снизился.

На фоне евгенических исследований в других странах подходы советских ученых к разработке этих проблем отличались прогрессивной направленностью. Они полностью отвергали насильственный путь улучшения природы человека, указывая на огромное значение окружающей среды и социальных условий (воспитание, образование, трудовая деятельность и т. д.) в реализации индивидуальных способностей.

В теоретических построениях зарубежных ученых евгеника получила различные обоснования, начиная с гуманистических - Гальтон, Г. Меллер, П. Тейяр де Шарден и др. - и кончая реакционными, нашедшими свое выражение в расизме, неомальтузианстве, в «теориях элиты» и пр. Однако независимо от действительных намерений авторов евгенических проектов их рекомендации были использованы расистами в практике геноцида. Все это дискредитировало не только евгенику как научную дисциплину, но и самый термин «евгеника».

В современной науке многие проблемы евгеники, связанные с наследственностью человека, решаются в рамках генетики человека, в т. ч. медицинской генетики. Советские ученые считают, что в перспективе на более высоком уровне развития науки и общества в принципе не исключена возможность применения нравственно и социально оправданного воздействия на генетическую основу человека с целью исправления или замены части генетического материала с нарушенными функциями. Пути же улучшения наследственных свойств человека, предполагающие преимуществ, увеличение потомства у лиц с выдающимися умственные и физические качествами, признаны научно необоснованными и по морально-этическим соображениям неприемлемыми для человеческого общества. См. также Генетика медицинская.

Б. Н. Казаченко.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Литература:

Флоринский В. М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода, СПБ, 1866; Гальтон Ф., Наследственность таланта, ее законы и последствия, пер. с англ., СПБ, 1875; Общество и здоровье человека, М. 1973; Бочков Н. П., Генетика человека. Наследственность и патология, М. 1978; Current developments in anthropological genetics, v. 2 - Ecology and population structure, N. Y., 1982.

Понятие: