Фарос

ФАРОС — 1) маяк, построенный в Египте в 279 г. до P. X. на о. Фарос в Александрийской бухте, соединенном дамбой с материком. Александрийский маяк возводился 20 лет по проекту архитектора Сострата Книдского. Высота его составляла, по разным данным, от 110 до 135,7 м, он считался в древности одним из семи чудес света. Представлял собой трехуровневую башню. Первый уровень — в виде правильной четырехгранной усеченной пирамиды, 2-й представлял собой восьмигранную башню, облицованную белым мрамором, 3-й по форме был цилиндром, окруженным колоннадой под куполом в виде правильной многогранной пирамиды. Сооружение украшали многочисленные статуи и барельефы, купол венчала 7-метровая скульптура Посейдона. Некоторые скульптуры могли приводиться в движение механизмами. Внутри маяка шел винтовой пандус на верхнюю площадку, на которой разводился огонь, видимый на расстоянии до 50 км за счет отражения света вогнутыми бронзовыми зеркалами. Название острова стало нарицательным для всех маяков еще в эллинистическую эпоху. Александрийский маяк был одним из крупнейших в Римской и Византийской империях, наряду с маяками в Равенне и Константинополе. После захвата Александрии арабами он обветшал и начал разрушаться, на его вершине была выстроена мечеть. В результате землетрясения 796 г. верхняя часть сооружения рухнула, окончательно маяк был разрушен землетрясением в XIV в. В 1477 г. на его руинах был построен форт, прикрывавший вход в гавань. В настоящее время в ходе подводных археологических работ со дна поднято несколько гранитных статуй и барельефов маяка; 2) маяк в Константинополе на террасе Большого дворца. Построен при императоре Юстине II (565-578) для улучшения навигации в Мраморном море. Начало строительства в 573 г. совпало с крайне неудачными боевыми действиями византийских войск; это послужило пищей для константинопольских острословов, утверждавших в распространяемых пасквилях, что император занялся строительством высокой башни, чтобы с ее высоты обозреть несчастья, обрушившиеся на империю. При императоре Михаиле III (840-867) Фарос стал использоваться и для приема световых сообщений из восточных провинций. Разработка этой системы оповещения приписывается Льву Математику, известному византийскому ученому. Применялась система, похожая на азбуку Морзе, базировавшаяся на определенной продолжительности световых сигналов. Система передачи состояла из 9 передающих и принимающих пунктов: крепости Лул вблизи киликийского города Тарса, Аргея, Исама, Эгиля, холма Мамы, Кириза, Мокила, холма Святого Авксентия и маяка Фарос в Константинополе. Для контроля времени прохождения сообщений на Фаросе и в Луле были установлены синхронизированные водяные часы. Фарос Большого дворца представлял собой трехъярусное пирамидальное сооружение. Второй ярус был в плане квадратным. К началу XIV в. еще сохранялись три яруса маяка и пирамидальная крыша, включая четыре арочных проема 2-го яруса и перекрытие между 2-м и 3-м ярусами, которое было охвачено по периметру блоками троадской лиловой мраморной брекчии с барельефами в виде орлов, крылатых собак и баранов. Купол, а также стены 2-го и 3-го ярусов к тому времени уже сильно пострадали от землетрясений. До настоящего времени сохранилась цокольная часть маяка и незначительная часть первого яруса. В Стамбульском археологическом музее хранится капитель, предположительно от экстерьерной колонны здания маяка; 3) один из константинопольских маяков, находившийся на мысе Акрополя, в горле залива Золотой Рог, на территории II региона Константинополя. Обеспечивал навигацию при входе в залив; 4) маяк при входе в Босфор со стороны Черного моря, находившийся на европейском берегу около древнего святилища; 5) маяк, находившийся на башне Дамалис одноименного островка, известного также как Аркл или остров Святого Николая. Этот маяк перестраивался в правление императора Мануила I Комнина (1143- 1180) в 1170 г. В настоящее время башня, подвергшаяся многочисленным реконструкциям, продолжает использоваться в качестве маяка.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.403-404.

Понятие: