Иррационализм (Митрохин, 1990)

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — учение, ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания. Иррационализм является характерной чертой всех религиозных и религиозно-философских учений. В начале своей реформаторской деятельности М. Лютер еще признавал авторитет разума. В своей речи на Вормсском сейме на вопрос, не отречется ли он от своей «ереси», Лютер ответил, что отречется не иначе «как убежденный либо доводами Библии, либо очевиднейшими доказательствами разума». Однако впоследствии Лютер изменил свои взгляды. Следуя духу Библии и ранних христианских апологетов, Лютер стал издеваться над способностью разума познать бога, обрушиваясь на разум как на «блудницу дьявола», как на «дикого зверя, место которого под скамьей». Поэтому судить о божественных предметах разумом, все равно что освещать солнце фонарем. Разум допускался основоположником протестантизма только в качестве служебного орудия для экзегетики и систематики богооткровенного слова. Отмечая обскурантизм новой религии, Энгельс писал, что «протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы» (Соч. Т. 20. С. 347). И Лютер, и Кальвин осудили открытие Коперника на том основании, что оно противоречило библейским текстам. «Кто осмелится,— восклицал Кальвин,— поставить авторитет Коперника выше авторитета святого духа?» Эразм Роттердамский отмечал в 1530 году: «Науки умерли везде, где установилось лютеранство». Осуждая разум и преследуя науку, протестантизм выступает в качестве идеологии иррационализма и мистики. Эти качества раннего протестантизма были унаследованы большинством протестантских церквей и сект в Англии и Америке 17 века. Позднее в протестантских церквах установились новые отношения к науке. Роль научного познания и разума признавалась представителями либеральной теологии, протестантистского модернизма, социального евангелизма. Но в 20-е годы 20 века в протестанстском богословии усилились иррационалистические тенденции, нашедшие яркое выражение в работах представителей диалектической теологии.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 114.