Иррационализм (Чубарьян, 2014)

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis - неразумный) - историософская концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, иррационализм выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т. п. Обычно иррационализм утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным.

Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей историософии, то в более узком смысле термин «иррационализм» относят к тем течениям мысли, которые складывались в противопоставлении себя рационализму Нового времени. Таковы, например, «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристическая концепция Шопенгауэра и учение Кьеркегора, представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистический рационализм немецкой классической историософии, в частности, панлогизм философии Гегеля. Крупнейшими представителями иррационализма в середине XIX века были Ницше, родоначальник «философии жизни», и Э. Гартман с его «философией бессознательного». Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в конце XIX-XX в. Иррационализм особенно проявляется в таких течениях, как «философия жизни» (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер и др.), но иррационалистические тенденции присущи и другим направлениям современной историософии (например, некоторым разновидностям неопозитивизма).

Современный иррационализм представлен крайне радикальными версиями психоистории и постмодернизмом, критикующим разум за то, что, создавая все новые социальные структуры и культурные формы, он «стандартизирует» человека, лишая его неповторимого своеобразия. Безусловно, истоки иррационализма лежат в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов историософского познания - природы, сознания, бессознательного. Критикуя скудость рационализма, иррационализм способствовал углублению понятий «сознание», «личность», «знание». Указывая на пределы рационализма и ограничивая чрезмерные притязания рационалистического подхода к истории, иррационализм способствовал развитию и совершенствованию познавательных способностей историка.

И. Ю. Николаева

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 140-142.

Литература:

Американская буржуазная «психоистория» (критический очерк) / Под ред. Б. Г. Могильницкого. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985;

Коломийцев В. Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001;

Философский энциклопедический словарь. 2010.