Иисус Христос (Митрохин, 1990)

ИИСУС ХРИСТОС (греч. Christos, евр. «машиах» — мессия, помазанник) — основатель христианства, второе лицо христианской троицы, бог-сын. Вера в Иисуса Христоста отличает христианство от иудаизма, в недрах которого оно возникло. Жизнь и учение Иисуса Христа изложены в Новом завете священного писания (Библии). В большинстве христианских конфессий (кроме монофизитов) Иисус Христос считается богочеловеком, т. е. сверхъестественным образом соединяющим в себе два начала - божественное и человеческое. С Иисусом Христом связаны евангельские рассказы о его непорочном зачатии от девы Марии, бегстве святого семейства в Египет от преследований царя Ирода, крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем (Предтечей), проповеднической деятельности Иисуса Христа и его 12 учеников (апостолов), чудесах Иисуса Христа, предательстве ап. Иуды, суде над Иисусом Христом, его распятии на кресте, воскресении Иисуса Христа и вознесении его на небо. Многие из деталей биографии Иисуса Христа считаются предсказанными в Ветхом завете, благодаря чему образуется преемственная связь между Ветхим и Новым заветом. Проблема существования или несуществования Иисуса Христа как реальной исторической личности до сих пор остается для историографии нерешенной, о чем свидетельствует начавшаяся в прошлом веке полемика в христологии между исторической школой и мифологической школой. Протестанты считают, что Иисус Христос своею крестною жертвой гарантировал всем верующим в него божественное прощение и вечное спасение, чем сделал излишними принятые в католицизме таинства, мессы, паломничества, поклонение святым, кресту и т. п. Несмотря на значительный разброс конфессиональных мнений в протестантизме и разногласия среди протестантских теологов, для протестантизма в целом характерен больший христоцентризм, нежели в католицизме и православии. Образ Иисуса Христа в протестантизме выступает с большим акцентом на его человеческую природу: Xристос понимается не столько как вседержитель и чудотворец, сколько как предельно авторитетный моралист, совершенный учитель, жизнь и смерть которого полностью сливаются с его всеспасающей миссией. Иисус Христос поэтому связан с каждым истинно верующим непосредственно, не нуждаясь в помощи церкви, призванной лишь облегчить через единение в вере этот личный контакт.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 111-112.

Понятие: