Индустриальное общество (Чубарьян, 2014)

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - стадия (и тип) экономического развития общества, для которой характерны преобладание развитого промышленного производства и техногенный характер развития.

Индустриальное общество в социологии - это категория, при помощи которой историки и социологи объясняют и анализируют происхождение и природу современных развитых обществ и обобщают характер преобразований, отделяющих их от «традиционных обществ». Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы. В исторической науке считается, что эпоха индустриального общества наступила в результате промышленного переворота (индустриальной революции) и ряда связанных с ней социокультурных трансформаций, происходивших во второй половине XVIII - начале XIX веков. Важным этапом в социально-политическом становлении индустриального общества в Европе была Французская революция XVIII века, которая способствовала демонтажу феодально-абсолютистской сословной системы, открыла дорогу буржуазным тенденциям развития. Характерно что в эпоху промышленного переворота и соответственно, в стадию индустриального развития общества вступают несинхронно и проходят с разной скоростью. По мнению У. Ростоу, Великобритания вступила в стадию промышленного переворота в 1783 г., а в стадию индустриализма вошла в 1802 г.; Франция - в 1830-1860 гг.; Бельгия - в 1833-1860 гг.; США - в 1843-1860 гг.; Германия - в 1850-1873 гг.; Швеция - в 1868-1890 гг.; Япония - в 1878-1900 гг.; Россия-в 1890-1914 гг. (1).

Индустриальное общество является исторически первой техногенной общественной системой. В основе развития данного общества, равно как и в основе жизни его отдельных членов, лежат факторы, связанные с производством и экономической занятостью, технико-технологическими процессами. Позитивистский характер и экономический детерминизм теории индустриального общества проявляется в установке на то, что социальное является производным от технического; что жизнь общества подчиняется интересам постоянного и независимого от воли человека обновления технико-экономической сферы; технологический прогресс и научные достижения неизбежно влекут за собой модификацию и модернизацию общественной и культурной жизни. Качественные изменения в социальной, культурной или политической жизни общества, этические нормы и эстетические предпочтения связаны с развитием технико-технологической базы индустриального общества (6). Сторонники теории считали, что общий рост благосостояния на индустриальной стадии развития вел к снижению остроты социальных противостояний. Существенным элементом перехода от традиционного к индустриальному обществу являлось укрепление национального либерально-демократического государства (3).

Одним из центральных понятий в теории является индустриализация. В классическом смысле - процесс опережающего развития производства, создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике. В основе процесса индустриализации лежит сложное разделение труда при его высокой специализации; использование разных видов энергии; применение науки и техники в организации производства. В качестве экономического процесса индустриализация является логическим завершением промышленной революции. Одновременно индустриализация представляет из себя сложный процесс с кумулятивным социокультурным эффектом. Именно в период индустриализации характер общественного развития приобретает техногенный характер, что непосредственно отражается на общественной психологии, социальной структуре, политико-правовой сфере, интеллектуальной жизни и т. д. В этом отношении индустриализация завершает длительный процесс генезиса индустриального общества, а ее завершение открывает качественно новый этап трансформации самой индустриальной схемы.

В индустриальном обществе происходит научно-техническая революция, развиваются разветвленные системы транспорта, растет мобильность населения и урбанизация, происходят качественные сдвиги в структуре национального потребления. Переход от традиционного общества к индустриальному рассматривается в рамках теории как прогрессивное движение истории, связывается с преодолением негативных последствий традиционализма, с устранением одиозных форм политического насилия, социального неравенства и эксплуатации, с ориентацией на интеллектуальное и духовное раскрепощение человека и культуры в целом. Первоначальные редакции теории предполагали, что общество на индустриальной фазе развития достигает нового горизонта не только экономических, но и социокультурных возможностей (равенство гражданских прав, демократизация общественной жизни, широкие возможности образования, рост социальной мобильности и т. д.). В более поздних версиях теории эти идеи подверглись ревизии, на фоне общей критики капитализма, тоталитарных моделей индустриализма и негативных тенденций массовой культуры.

Термин «новая индустриальная система» ввел А. Сен-Симон. Он противопоставлял ее «старому порядку», т. е. феодально-абсолютистскому строю и сословному обществу Франции. Теоретическую линию Сен-Симона продолжили О. Конт и Г. Спенсер. Они связали понятие индустриального общества с эволюционизмом и позитивизмом и сформировали дихотомию «традиционное общество — современное общество». Согласно Спенсеру, индустриальное общество являлось следующей после «военного общества» землевладельцев ступенью развития, для которой характерны социальное сотрудничество, разделение труда, рациональность и прагматизм, альтруизм. О. Конт считал, что в европейском обществе после Французской революции и промышленного переворота «позитивный дух» сменяет длительную стадию «метафизического духа». Э. Дюркгейм противопоставлял социальный порядок традиционного общества, основанный на «механической солидарности» (на общих убеждениях и консенсусе в пределах коллективной совести), системе современного общества, основанной на «органической солидарности» (взаимозависимость экономических связей, новая сеть профессиональных ассоциаций, связывающих индивидов с государством, появление в этих ассоциациях коллективно создаваемых моральных ограничений). Концепции индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. проявляли технологический детерминизм - веру в то, что созданная человеческим разумом и человеческими руками машинная цивилизация обладает независимостью от человека и общества, что технический прогресс независим от воли человека, объективен (5).

Широкое распространение теории индустриального общества началось в 1950-1960-е годы, после второй мировой войны, на основе переосмысления ее политических, психологических, эмоциональных и интеллектуальных результатов. Важным идеологическим аспектом формирующейся теории индустриального общества было стремление западных теоретиков создать альтернативную марксистской диалектике общественного развития линеарную концепцию всемирно-исторического процесса. На волне возрождения интереса к прогрессистским схемам были сформулированы основные положения теории модернизации как комплексного перехода от традиционного общества к индустриальному. Основные теоретические положения сложились в работах Р. Арона, У. Ростоу, Р. Дарендорфа, Д. Белла, А. Турена, Ж. Фурастье и др.

В прорывном по значению сочинении У. Ростоу «Стадии экономического роста» была представлена альтернативная «пятичленная схема» исторического развития. Стадии Ростоу характеризовали уровни технологического развития и связанные с ними социокультурные общественные формы: 1) Традиционное общество - аграрное общество, основанное на примитивном сельском производстве, с доньютоновским уровнем техники, религиозной культурой и иерархическим сословным строем; 2) Переходное общество - нестабильный социум, подвергшийся серьезному воздействию экономических обменов и получивший импульс к значительной социальной динамике. В этот период появляются буржуазные модели поведения, распространяется рационализм, растет капиталовооруженность производства. В переходном обществе происходит рост национализма и формируется регулярное абсолютистское государство; 3) Стадия сдвига (take-off), собственно, этап промышленной революции, индустриализации. В этот период классовая структура общества окончательно сменяет сословную, изменяется система общественного производства, характер элит и собственности, происходит демографический переход, растет роль капитала и технологий, возникают новые отрасли; 4) На стадии зрелости в развитом индустриальном обществе XIX-XX вв. происходит бурное развитие промышленности, новых отраслей, это эпоха машинного прогресса. Стремительно развивается наука, расширяется техносфера и инфраструктура индустриализации. На фоне урбанизации формируется средний класс, увеличивается доля квалифицированного труда, изменяется структура занятости. Формальные экономические отношения постепенно вытесняют другие типы социальной связи. 5) Эра высокого массового потребления материальных благ и формирования соответствующей системы ценностных ориентаций и установок (1).

С точки зрения сторонников теории индустриального общества капитализм - лишь один из вариантов раннего развития индустриальной системы в XIX - первой половине XX века. У истоков этих взглядов стоял Р. Арон, считавший, что законно сопоставлять капитализм и социализм в рамках идеального типа единого индустриального общества. Под индустриальным обществом Р. Арон понимал такую общественную организацию, в которой «типичную форму организации труда составляют крупные предприятия», основанные на высокотехнологичном производстве. Социализм и капитализм в системе координат индустриального общества отличаются друг от друга следующими чертами: собственностью на орудия производства и принципами регулирования экономической жизни (план, рынок). Р. Арон соглашался с тезисом о том, что в индустриальном обществе неизбежны социальные конфликты между наёмными работниками и работодателями за распределение национального продукта (прибавочной стоимости), но при этом он считал, что социальные конфликты присущи индустриальному обществу в целом, вне зависимости от господствующего общественно-экономического строя (2).

Таким образом, если первые версии теории индустриального общества подразумевали, что преобладающая форма его экономической организации находится в частных руках, то в последующих редакциях указывалось, что совпадение собственности, предпринимательства и управления временно. В широкомасштабных индустриальных системах значительная часть экономики контролируется государством, собственность на капитал не гарантирует властных полномочий. Как отмечал А. Берл, особо важную роль в управлении крупной индустрией играют менеджеры - администраторы, технократическая бюрократия. На децентрализацию капиталистического дискурса теории серьезно повлиял опыт развития стран третьего мира и социалистического лагеря. На рубеже 1970-1980-х гг. появились обновленные и расширенные, плюралистические определения индустриализма.

Понятие индустриального общества тесно связано с модернизационной парадигмой. Линеарные теории модернизации первого поколения предполагали, что существует определенная логика индустриализации, которая ведет к конвергенции, что чем выше модернизированы и индустриализированы общества, тем более они идентичны и интегрированы. На этой теоретической основе в рамках теории модернизации сложилось представление о вестернизации как существенной характеристике перехода от традиционного к современному обществу.

Недостатки концепции традиционного и индустриального обществ связаны с их экономическим и технологическим детерминизмом. Если концепция традиционного общества подразумевает антропологическое измерение, то теории индустриализации это свойственно в меньшей мере. Большинство современных историков считают, что «рост производительных сил» связан не только с эндогенным изменением технологий, техники и принципов организации производства, но и с системой внешних по отношению к системе производства факторов (культурный диффузионизм, демографические изменения, менталитет, экологическая среда и климат, идеология, политическая конъюнктура, смещение экономических коммуникаций и т. д.). Система идей об индустриальном обществе получила дальнейшее развитие в теории постиндустриального общества.

О. В.Ким

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А. Чубарьян. [М.], 2014, с. 128-133.

Литература:

1 ) Rostow W. W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto Cambridge: Cambridge University Press, 1960; 2) Aron R. Democracy and Totalitarianism. London: Widenfeld and Nicolson, 1968; 3)Dahrendorf R. Class and Class Conflict in IndustrialSociety. Stanford: Stanford University Press, 1959; 4) Раков B.M. Европейское чудо. Рождение новой Европы в XVI- XVIII вв.: Пермь, 1999; 5) Семёнов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003; Пономарев М. В., Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Часть 1. Предмет и периодизация курса. Европейская цивилизация в XVI-XVII вв. М.: Владос, 2000.